Дом Жернакова могут изъять у собственника. Областной комитет по охране памятников историко-культурного наследия, к которым относится и дом под номером 1 на улице Орджоникидзе, в конце декабря обратился с исковым заявлением в областной арбитражный суд.
Изъятие – крайняя мера; навскидку можно назвать разве что пример дома номер 1 по улице Семакова, изъятого судом у нерадивого собственника, это было в 2018 году. Обычно суд руководствуется соображением, что памятнику не выгодно менять владельца: процедура эта длительная, и, как говорится, лучше плохонький, да свой, в смысле тот, что уже вложил какие-то деньги в реставрацию, ведь у него очевидно есть интерес довести дело до конца. Поэтому сроки реставрации продлеваются, и пусть медленно, но процесс восстановления памятников архитектуры идет: один за другим ветхие деревяшки нашего наследия, перебранные по бревнышку, приспосабливаются для современного использования – так это называется в документах.
Но в случае с домом Жернакова все сложнее.
Почти восемнадцать лет назад, 22 марта 2007 года нежилое здание площадью 1438,9 квадратных метра на улице Орджоникидзе, 1 сдано в аренду компании «Мегаполис-Сервис» на 25 лет с условием его реставрации к 2009 году.
Прошло не два, а четыре года, но обещанная реставрация не свершилась, и городской департамент имущественных отношений обратился с иском в суд, намереваясь выселить арендатора и расторгнуть договор. Но судья Бедерина, изучив материалы дела, приходит к выводу, что вины арендатора нет и компания «Мегаполис-сервис» при всем желании не могла завершить реставрацию к 2009 году, потому что разрешение на ремонтно-реставрационные работы (его выдает областной комитет по охране памятников) получено ею только в 2010 году. Принимая во внимание обстоятельства и сложность реставрационных работ, суд отказал департаменту в иске. В решении записано, что «расторжение договора может повлечь негативные последствия для обеспечения сохранности объекта культурного наследия».
В августе 2013 года «Мегаполис-сервис» обратился в департамент имущества с предложением передать ему дом Жернакова в собственность. Департамент издал приказ о приватизации, и «Мегаполис-сервис» как многолетний арендатор по закону получил преимущественное право на приобретение объекта недвижимости; цена продажи определена в 20 миллионов рублей. И тут начинается новый виток судебных разбирательств. Теперь уже «Мегаполис-сервис» собрался судиться, требуя учесть при сделке уже потраченные им на реставрацию суммы (а департамент отказывался, посчитав их завышенными).
Еще один год, девять месяцев и шестнадцать дней ушли на то, чтобы «Мегаполис-сервис» через суд добился уменьшения выкупной цены строения на стоимость произведенных им «неотделимых улучшений» (так это называется в документах).
Тем временем мы наблюдали эти неотделимые улучшения, которые уже начали выглядывать из-за строительного забора. В частности, уникальный чешуйчатый купол. И любовались, предвкушая окончание реставрации.
По мнению знатоков (в частности, историка Валерия Чупина), в Тюмени такой дом один, ничего похожего на него нет. Есть пара подобных сооружений разве что в Екатеринбурге.
Экскурсоводы любят пересказывать байку, как жена купца Жернакова просила построить деревянный дом, в то время как муж хотел каменный. Компромисс ему подсказал виденный в Екатеринбурге особняк необычной архитектуры – частично каменный, частично деревянный...
...Все деревянное, что было в этом доме, с любовью и тщанием воссозданное, в одночасье сгорело в пламени пожара 19 июля 2017 года. Предварительной причиной назвали короткое замыкание электропроводки, а точную причину мы позабыли спросить.
Это было горе горькое для всего города, и особенно, конечно, для владельца памятника.
Но огонь не уничтожил дом Жернакова полностью (ведь он частично каменный), и обязательства по его реставрации с собственника не сняты. Какое-то время мы надеялись, видели на объекте «шевеления», но, наверное, это было скорее самовнушением, хотя недавно кирпичную кладку первого этажа неожиданно нарастили пенобетонными блоками, явно не предусмотренными проектом.
...Заявление городского департамента имущества принято к производству, предварительное заседание назначено на 20 февраля.
НА СНИМКЕ: дом Жернакова.
Фото Юлии Кононовой