Медиакарта
9:04 | 11 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Отец

09:20 | 24 мая 2025
Источник: Красная звезда

«…Они, свой долг исполнив до конца,

Добыв победу, возродив Отчизну,

Не берегли ни силы, ни сердца.

Им всем бы ставить памятник при жизни».

   Память ветшает. Но мне повезло: я могу проследить прошлое и по рассказам близких, и по собственным воспоминаниям детства, начиная с первых осмысленных впечатлений, с которых начинаются наша осмысленная жизнь и сам человек.

   Славный боевой путь прошёл ветеран Великой Отечественной войны и автомобильного транспорта Николай Петрович Ларин. Москва – столица российского государства – является родиной моего отца. В Москве он родился 29 апреля 1909 года, здесь учился. Он видел и помнил революцию 1917 года. Отец его (мой дед) работал главным почтмейстером на Главпочтамте столицы. В семье росли два брата и две сестры.  В голодные годы дед приносил с работы 2 картофелины детям. Выживать становилось всё труднее, и, оставив столицу, семья, как и многие другие москвичи, в 1921 голодном году отправилась в глухие сибирские края. Как добирались – целая эпопея. Обосновались на Викуловской земле на хуторе Анценск. Отцу было 12 лет. Он вспоминал, что детства и отрочества у него не было, была сплошная работа и в домашнем хозяйстве, и в батраках у зажиточных хуторян. Но всё равно светлым пятном навсегда осталось время взросления. Отец был привлекательным парнем – бегали с друзьями к девчонкам на посиделки, резвились у костра после дневных работ. Среди них был и Э.Восс, будущий секретарь ЦК компартии Латвии.

   Служил отец на Балтфлоте. Физическую и политическую закалку и военные знания получил он на эскадренном миноносце «Яков Свердлов» краснознамённого Балтийского флота, на котором нёс воинскую службу с 1933 по 1938 год.

   Демобилизованный матрос начал свою трудовую деятельность в Ленинграде на заводе «Серп и молот». Но, решив посвятить себя автомобильному транспорту, вернулся в Сибирь и в 1939 году успешно окончил школу шоферов в Тюмени. Эта отрасль тогда развивалась стремительно, а профессия была престижной.

   К тому времени дед приобрёл барскую усадьбу в центре села Викулово (по преданию, ещё раньше там жил служитель церкви, так как и кладбище располагалось рядом, на месте этом теперь красуется и расширяется частный крытый рынок «Воронов и К». Место на «базарке» было низкое, там всегда весной разливалось озеро, и мы, ребятишки военного года рождения, катались там на самодельных плотах, чего очень боялись родители.

   В грозный 1941-й год коллектив Викуловской автороты проводил на фронт отца, пожелав ему вернуться с Победой домой. На своей машине «ЗИС-5», которая ни разу не подводила отца за время работы в автороте, он отбыл в воинскую часть, указанную в предписании военкомата.

   После ранения, полученного под Сталинградом, гвардии старшина первой статьи Н.П.Ларин оставался в строю. Под вражеским  обстрелом вывозил на машине раненых с поля боя, оказывал первую помощь бойцам и командирам.

   Отец рассказывал, как фашистский самолёт гонялся за его автомашиной, гружёной ранеными. Шофёром он был классным и умело избегал прицельных очередей немецких ассов. Отец спас бойцов и себя, добравшись до леса.

   В составе гвардейского соединения отец прошёл славный боевой путь от стен Сталинграда до Кёнигсберга. Участвовал в боях за Каховку и Херсон, освобождал солнечный Крым, Литву. Гвардейская дивизия освободила более тысячи городов, сёл и деревень, уничтожила свыше 20000 гитлеровцев, провела в боях 1361 день, не зная поражений, награждена боевыми орденами Красного Знамени и Суворова II степени. Грудь гвардии старшины украшали орден Красной Звезды и медали.

   При демобилизации командир дивизии Полещук на прощанье сказал: «По-гвардейски мы воевали, по-стахановски будем трудиться!» Не забыл отец наказа своего боевого командира. За десятки лет, проработанные в Викуловском автотранспортном предприятии, он награждался почётными грамотами, ценными подарками. Министерство автомобильного транспорта наградило его знаком «За работу без аварий», когда он ездил в Москву на Всесоюзное совещание автомобилистов. Встречу с родным городом он вспоминал со слезами, он мечтал вернуться туда, но остался верен Сибири и своей большой семье.

   В семье долго хранились треугольнички-письма с фронта и вырезки из газет военных лет с описанием боевого пути дивизии, в которой он воевал. Став взрослой, я побывала на острове-крепости Кронштадт и привезла оттуда засушенные листья клёнов. Отец плакал. Он гладил их и как бы вновь побывал на земле своей моряцкой юности, где когда-то служил матросом на эсминце «Яков Свердлов».

   Отец достойно прожил свою жизнь. В его трудовой книжке один перерыв – война. Он построил дом, посадил сад, вырастил шестерых детей, был верен своей единственной жене Татьяне Антоновне, с которой прожил более 50 лет.

   Мы гордимся своим отцом! Ушедшие фронтовики – среди нас и в Вечном огне, и в знаках памятных, и в скромных обелисках.

   «…Простите, старики, быть может, позже мы осознаем собственную суть, сердца сожмутся от холодной дрожи, но кто ушёл, того уж не вернуть…»

                                                                                   

Автор:  Галина ЛАРИНА, с. Викулово