Медиакарта
0:49 | 8 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Творцы о подвиге дочерней любви

10:00 | 20 июня 2025
Источник: Знамя правды

Дмитрий Маколкин завершил работу над картиной, посвящённой Прасковье Луполовой. Девушка предстала на ней в тулупе, идущей в зимнюю метель с иконой на шее и посохом в руке. Художник разместил фото своей работы в социальной сети и получил много положительных откликов.

Представители интернет-сообщества восхищаются работой мастера, отмечая, что, глядя на неё, чувствуешь порывы ветра, его завывание, но не покидает уверенность, что всё будет хорошо. Некоторые спрашивают, будет ли персональная выставка художника-скульптора.
– Работа нашего земляка Дмитрия Маколкина, достойна восхищения! Все картины радуют своим разнообразием. Библейские сюжеты праздничного оформления – подарок суерскому храму Серафима Саровского, заслуживают высокой похвалы прихожан и паломников, – восклицает Нина Иванова.
Новая картина ценна не только как свидетельство творческой одухотворённости нашего земляка и его высокого мастерства, но и как факт прекрасного выбора сюжета.
История этой девушки поражает. Прасковья два года шла пешком из Ишима в Петербург, чтобы просить царя о прощении её отца. Недаром ей посвящено много творческих работ поэтов, скульпторов, художников. Надпись на плите памятника девушке в Ишиме, скульптора Вячеслава Клыкова, гласит: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». Есть мнение, что именно она стала прообразом Маши Мироновой – пушкинской капитанской дочки.
Разжалованный дворянин Григорий Луполов прибыл к месту ссылки в Ишим с женой и 14-летней дочерью Прасковьей в 1798 году. Дочка часто посещала Богоявленскую церковь, где в молитве у неё и родилась мечта выпросить у государя милости для несчастного отца. Много испытаний она вытерпела в этом трудном странствовании с образом Божьей Матери на груди. На одной из многочисленных дорог на неё напала стая собак. Без возможности пройти вперёд она простояла под ливнем почти всю ночь. Одежда у Прасковьи была одна. Однажды ямщики даже не соглашались подвезти её, боясь, что странница замёрзнет и умрёт по дороге. Но они всё же взяли девушку с собой, при этом отдали ей свои тулупы. Извозчикам пришлось по очереди бежать за повозкой до каждой станции, чтобы не замёрзнуть без движения.
В Екатеринбурге Прасковью на время зимней стужи приютили знатные горожанки, которые дали ей рекомендательные письма. У них же она обучилась грамоте. Столицы девушка достигла 5 августа 1804 года. При посредничестве добрых людей из «высшего света» Параша смогла подать прошение о помиловании отца императору Александру I.
Растроганный поступком девушки император распорядился выдать ей две тысячи рублей серебром, что для тех времен было целым состоянием. Григорий Луполов получил разрешение вернуться в родные края, в Малороссию, но не был восстановлен в статусе.
Слава о Прасковье мгновенно разнеслась по всему Петербургу. Для большинства она стала завидной невестой, а приглашения посетить богатые дома посыпались в большом количестве. Но, помня обет, данный Богу, Прасковья уехала в монастырь в Нижнем Новгороде.
Она стала известна Европе и России как героиня романа писательницы Мари-Софи Коттен «Елизавета, или Ссыльные в Сибири» (1807), повести «Юная сибирячка» (1815) француза – графа Ксавье де Местра. Драматург Н. А. Полевой в 1840 году написал по мотивам этой истории пьесу «Параша Сибирячка». Биография девушки легла в основу оперных либретто, а число же пересказов истории Прасковьи Сибирячки, выпускавшихся массовыми тиражами для простого народа, невозможно пересчитать. Её история до сих пор популярна на Западе: так, очередное издание повести де Местра вышло в 2001 году в Париже.

Фото автора

Автор: Подготовила Вера ЛИПУХИНА