– Мы патрулируем реку и днем, и вечером, потому что речные суда, как и машины, ходят в любое время, – говорит Илья Лемзяков, начальник отдела безопасности людей на водных объектах областного управления МЧС. – Основная масса нарушений, кстати, выявляется именно вечером. Многие выходят на водоем после работы, покататься или порыбачить.
Семь часов вечера, я на катере вместе с сотрудниками госинспекции по маломерным судам. Катер на реке. На реке дождь.
Капитан Антон Матюков уверенно ведет катер вверх по Туре. Инспекторы отмечают, что в этом году дисциплина судоводителей улучшилась: нарушителей стало меньше. Встретив на реке судно, патруль останавливает его, представляется и проверяет документы. Смотрят наличие спасательных жилетов, не перегружено ли судно.
Александр Распутин на водоемах работает 15 лет.
– Заводом-изготовителем предусмотрено определенная грузоподъемность, она прописано в паспорте судна. Мы знаем характеристики любой модели, – поясняет Распутин. – Основные усилия направлены на профилактику. Самое частое нарушение – люди не надевают спасательные жилеты, особенно в резиновых лодках.
Штраф за отсутствие жилета – от 300 до 500 рублей, за перегруз – 5000 рублей, за отсутствие свидетельства на судно – 5000 рублей. Инспекторы фиксируют данные судоводителя в системе, квитанция приходит на «Госуслуги».
Антон Матюков смотрит на дисплей и проговаривает глубину.
– Тура мелеет и, чтобы видеть безопасный судовой ход, мы измеряем глубину, – объясняет Александр Распутин.– Еще смотрим, где топляк, и предупреждаем судоводителей об опасных участках.
На берегу у аквапарка «ЛетоЛето» патруль заметил группу людей. Оказалось, «моржи» и союз морпехов «Тайфун» готовятся к исторической реконструкции – хотят воссоздать детали форсирования реки Свирь 368-й стрелковой дивизией в июне 1944 года. Показательное форсирование запланировано на 9 августа. Пытались переправить три плота на другой берег Туры, сделали две попытки, но безуспешно. Тренировка помогла определить точки старта и финиша для плотов с манекенами. В день ивента пиротехники «Тайфуна» подорвут их, а пловцам надо будет мгновенно вернуться на берег.
Капитан Антон Матюков зорко подмечает еще один топляк. Солнце красиво садится за горизонт.
– Наверное, приятно наблюдать закат на реке?
– Любоваться закатами – не наша работа. Мы не романтики, – говорит Распутин. Но улыбается.
На обратном пути он признается: «Это лучшая работа в мире! Почему? Просто нравится».
Фото автора