Второго августа по всей России мужчины, проходившие срочную службу в рядах Воздушно-десантных войск, отметят свой праздник. В Упоровском районе проживают около тридцати ветеранов-десантников. Один из них – Сергей Журавлёв из Чёрной.
Сергей Петрович отдавал долг Родине с 1984-го по 1986 год. Изначально его распределили в Чехословакию, но в ВДВ возникла нехватка механиков-водителей боевых машин десанта.
Предложили, и молодой человек согласился.
Служба началась в учебном центре десантных войск возле деревни Гайжюнай в Литве. Там располагалась уникальная тренировочная площадка ВДВ, где снимались эпизоды фильма «В зоне особого внимания».
А после парня перевели в Тулу, где он провёл оставшиеся полтора года.
– Первое время было невероятно тяжело, хотелось всё бросить, – делится Сергей Петрович. – Но я думал о матери и о том, как ей будет стыдно перед односельчанами. Это придавало сил. Каждое утро командир полка объявлял: «Кто не хочет или не может служить в ВДВ, сделайте два шага вперёд». И каждый день находились те, кто решался на этот шаг, – рассказывает десантник.
Ежедневные тренировки закалили не только характер, но и сделали мужчину сильнее. Сергей Журавлёв вспоминает, что утро начиналось с трёхкилометрового марш-броска до стрельбища и обратно, за которым следовал час интенсивной физической подготовки с полной выкладкой. Кроме того, десантники изучали технические аспекты БМД, автомата, парашюта и установленной на боевой машине парашютно-ракетной системы.
За время службы у механика-водителя тринадцать приземлений с парашютом, а в среднем у спецназовцев бывает до 20. Сергей Петрович совершал прыжки с различных самолётов: сначала с «кукурузника», затем с Ан-12, Ил-76, а самым сложным оказался Ан-22. Скорость самолёта – 276 километров в час, и одновременно в воздухе находится много парашютистов. Важно правильно «рулить», чтобы избежать столкновений.
– Десантируешься и считаешь: 501, 502, 503. Затем дёргаешь кольцо и летишь. Сверху раздаются крики: «Иди вправо! Иди влево!». Так в воздухе, управляя стропами, выравниваешь свой парашют. Иначе можно сцепиться, и как пойдут дальше дела, никто не может предсказать, – делится мужчина.
Собирали парашюты бойцы самостоятельно, но перед вылетом их обязательно досматривали старшие по званию, проверяли каждую стропу. А если ошибся – бегом три километра. Всё было строго.
Сергей Петрович дослужился до ефрейтора и стал старшим механиком-водителем, удостоившись нагрудного знака «Отличник-гвардеец».
По возвращению домой работал агрономом в совхозе «Притобольный». Профессию получил в Ялуторовском аграрном техникуме. В 1988 году, после тяжелейшей травмы руки, оформил инвалидность и вышел на пенсию. Пробовал свои силы в предпринимательстве, у него был свой продуктовый магазинчик.
Сегодня Сергей Петрович – активный пенсионер. Он разводит коров, свиней и птицу, целыми днями трудится в огороде, где выращивает овощи. В теплице, собранной своими руками, красуются перцы и томаты, на навозной гряде – огурчики.
Фото автора