Александр Генрихович Беккель свой семидесятипятилетний юбилей встретил в лесу. С детьми решили отметить это событие в выходные дни, и он не стал дожидаться поздравлений по телефону. Оделся, встал на лыжи, взял компас и часы – и в лес. Привычка, выработанная многими годами, остаётся на всю жизнь, а дети понимают и принимают увлечения отца.
Беккель — заядлый охотник. Не останавливает его непогода, недомогание, даже праздники. В лесу, в тиши деревьев он забывает обо всём, наблюдая за размеренной жизнью его обитателей. Сколько раз довелось встретить Новый год под сводом тёмного зимнего неба — со счёту сбился. А всего пятьдесят восемь охотничьих сезонов отходил Беккель. Что он испытывает в этот момент — словами не передать. Чувствует себя частичкой этого бескрайнего, бездонного мира. Здесь и дышится легко, и вспоминается прошлое – вся жизнь, как на ладони.
Охотиться Александр Генрихович начал ещё в пятидесятые годы — хмелёвские леса располагают к этому. Было ему тогда чуть более двадцати лет. А попал в далёкую глухую деревеньку шестилетним мальцом. Когда началась война с фашистской Германией, поволжских немцев погрузили в товарные составы для перевозки скота и погнали эти составы подальше от линии фронта. Саша на долгие годы запомнил холод в промозглых телятниках. Поезд подолгу стоял на однопутке, дожидаясь встречного состава. Люди выходили и жгли у вагонов костры. Но Саша уже не чувствовал тепла, однажды поднялась температура, страшно бил озноб. Заболевшего скарлатиной парнишку высадили в Перми. Родители нашли его только спустя полгода. Хмелёвку он полюбил за тёплый приют, полученный за долгие месяцы скитаний, за тишину лесов и радостную свободу, которую испытывает здесь душа.
Первые вылазки в лес были настолько яркими событиями в жизни, что парень взялся за перо. Несколько потёртых общих тетрадей хранятся в семейном архиве. Это — дневник деревенского охотника с увлекательными рассказами, как тропил по следу куницу, выслеживал лису, добывал бобра. Итог у охотников всегда разный, добыча зверя — редкая удача. Но даже если в загашнике после охоты остаётся всего несколько фотографий, значит, день прошёл не зря. Несколько удостоверений охотничьего корреспондента при академии наук охотничьего хозяйства подтверждают увлечение фотографией. Его снимки неоднократно публиковали в центральных журналах для охотников. Сейчас старые фотоаппараты уже с собой не берёт, а дневники охотничьего промысла ведёт по сей день.
Вообще то, по профессии Александр Беккель — механизатор, каких поискать. Мастерами гороховых полей называли журналисты «районки» его и товарищей. Рационализаторские предложения А.Г. Беккеля по усовершенствованию бобовой жатки ЖБА печатали отдельными статьями. Ровными пластами срезали рядки тягучей гороховой массы ножи. Заводской режущий аппарат на жатке рационализатор разрядил, и дело пошло быстрее, без потерь. Более двадцати лет мастер отработал на комбайне.
За что бы ни взялся Александр Генрихович, всё в его руках ладится. Ещё один юбилей отметил он в уходящем году — пятьдесят лет занимается пчеловодством. Бывал на курсах пчеловодов, ездил на выставку достижений народного хозяйства в Москву. Самое яркое воспоминание: по осени вызывали пчеловодов в Тюмень на дегустацию мёда. Вот уж где проявляется вся красота нашей природы — в качестве медовых взяток. В каждой местности мёд особенный, отличается от других. Гречишный мёд — густой и тёмный, липовый — светлый и душистый, дягильный мёд имеет зеленоватый оттенок. А самый вкусный и лечебный — взятый с донника, будто конфеты пробуешь.
В характере Беккеля на всю жизнь остаётся желание учиться новому. Когда пасека в совхозе перестала существовать, он не бросил любимое занятие. Помогали дети, жена. Александр и Берта вырастили пятерых детей. Пасека – хорошее подспорье для семьи. Александр Генрихович признаёт, что не смог бы помочь уже взрослым детям, если бы не было у него пчелиных семей.
В жизни пережили Беккели многое — после тяжёлой болезни схоронили дочь, десять лет назад не стало и жены. Но стойко пережил Александр Генрихович удары судьбы, с головой уходил в работу, поддерживали сыновья и дочери. А сейчас и вторая жена Валентина Фёдоровна с увлечением взялась помогать мужу в саду, на пасеке. Вот только к охоте ревнует мужа, ждёт с нетерпением, волнуется всякий раз, когда он уходит в лес.
Не верит Александр Генрихович в линии судьбы, считает, что человек сам строит свою жизнь – как куницу в силки, ловит свою удачу. Но всё же заметил некоторую закономерность в своей жизни. Счастливой для себя считает цифру семь. Родился 7 декабря, седьмым ребёнком в семье, работал на пасеке №7, внуков семеро и столько же правнуков.
Когда собрались в доме дети, внуки и правнуки, Александр Генрихович с гордостью любовался ребятами — вот их сколько, продолжателей фамилии. А уж Саши, в честь любимого деда, в каждом поколении есть. Значит, оставил на земле этой Александр Генрихович свой глубокий след, по которому идти его потомкам.
Любовь Алексеева
Фото Екатерины Кадочниковой