Зухра Кожевникова уже почти четверть века является режиссёром, хореографом и духовным лидером народного ансамбля татарской песни «Сандугач». В декабре он отметит 35-й день рождения, в связи с чем во Дворце культуры недавно прошёл большой концерт прославленного коллектива.
Ансамбль - лауреат международных и всероссийских конкурсов, при этом, несмотря на возраст большинства участников, активно гастролирующий. На каких только сценах ни приходилось им выступать за эти годы. Коллективу не единожды рукоплескали в Казани, Москве, даже в ближнем зарубежье они частые гости.
Концерт, что и неудивительно, прошёл на ура. Организаторы нашли возможность и для того, чтобы рассказать об истории коллектива, о людях, стоявших у его основания. Некоторые из ветеранов присутствовали в зале и также получили заслуженные аплодисменты и цветы. Одна из них - «русская татарочка» Надежда Мальцева (так её представили) - многие годы аккомпанировала на баяне в этом самодеятельном коллективе.
Трудное детство. Много добрых слов было сказано в адрес самой Зухры Кожевниковой. После концерта она рассказала о собственной непростой судьбе, объяснив, почему уже в пенсионном возрасте решилась возглавить творческий коллектив. Родилась Зухра-апа в Ревде. Отец Ахметчан - ветеран войны, мама Халбичимал - участница трудового фронта. Они дружили с детства, но, увы, родители были против их свадьбы. Ахметчан тогда свою суженую увёл прямо из-под венца, бежали влюблённые в соседнюю Лебедёвку. Но случилось так, что изменил он своей Халбичимал, а она не смогла простить супруга. Сама больше замуж так и не вышла, в одиночку поднимала пятерых детей, да и любила своего Ахметчана очень сильно. А тот хороший дом поставил напротив прежнего и жил в нём с новой супругой.
Однажды на ум 13-летней Зухре пришло, что она обязана поквитаться за разрушенное материнское счастье, за то, что не знала отцовской ласки. Стала усиленно тренироваться с грузилами (такие в те времена цепляли на сеялки). И вот снится ей сон, что отец идёт по улице, а она поджидает его за углом с этим самым грузилом. Но время идёт, а он так и не выходит, заглянула за угол и увидела летящую в сторону кладбища лебединую пару. Проснулась в холодном поту и в слезах рассказала обо всём матери. Та обняла её и сказала, что сон хороший и, значит, на том свете они с отцом будут вместе. Годы спустя она попросила дочь, чтобы после смерти в землю её опустил Ахмет. Последняя её воля была исполнена. А на похоронах выяснилось, что отец поставил дом рядом с ними вовсе не в укор бывшей супруге, а потому что хотел каждый день видеть свою Халбичимал.
Зухра Ахметовна вспоминает, что жили они едва ли не впроголодь, при этом всё же в их жизни было много хорошего и интересного. Так, однажды она угнала трактор, стоявший заведённым у соседской ограды, и отвезла мешок пшеницы на размол на мельницу. Вспоминает, что сосед (который был ещё и родственником) больше всего возмущался, что, прокатившись по деревне на тракторе, она умудрилась заглушить двигатель.
Талант достался по наследству. Отец и мать, не имея профессионального образования, были музыкально одарёнными. Папа, рассказывает Зухра Ахметовна, виртуозно играл на баяне, мама пела и плясала, даже тогда, когда совсем было не до веселья. То, что она не обделена музыкальным вкусом, что есть у неё артистические способности, Зухра считает заслугой прежде всего родителей. Была любознательной, всё замечала, запоминала обрядовые действия во время религиозных праздников, ритуалы, старинные песни.
Окончив школу, Зухра Халитова поступила в Тобольский пединститут на факультет русского языка и литературы, и это при том, что в деревне, да и в школе, звучала в основном татарская речь. Преподаватель русского языка и литературы Чичка-апа Халилова смогла донести до сельских ребятишек всю красоту русской речи, многие из выученных тогда стихотворений Зухра Ахметовна помнит до сих пор. Но проучилась в вузе она недолго.
- Некоторые из однокурсников смотрели исподлобья: уж больно затрапезный у меня был вид, - вспоминает Зухра-апа. - Как-то пришли ко мне в общежитие подружки, а мне их даже угостить нечем. И убедили меня девчонки, что вместе будет проще. В культпросветучилище меня приняли сразу, а вот забрать документы из пединститута долго не получалось.
О личной жизни и карьерном росте. После Зухра Халитова оказалась перед выбором: в училище ей сказали, что она, как отличница и общественница, может сама выбрать, куда пойти работать. Зухра, нисколько не сомневаясь, сделала выбор в пользу своего района. В Ялуторовске решили, что такой специалист нужнее в Памятном. Вскоре она руководила уже и местной самодеятельностью, и комсомольской организацией. А спустя год вышла замуж по большой любви и за русского, вопреки воле матери и многочисленных родственников. И как за такого, говорит, не выйти было: мало того что будущий супруг Геннадий Поляков был видным парнем, так ещё и передовым механизатором, и командиром народной дружины. На свадьбу никто из Ревды не приехал. Впрочем, чуть позднее родственники Зухры всё же признали Геннадия, и тогда прошла ещё одна брачная церемония, но уже в Ревде и по татарским обычаям.
В Доме культуры, который вскоре стал районным, на тот момент порядка не было. Но спустя некоторое время большинство дебоширов и хулиганов было задействовано в художественной самодеятельности, организована агитбригада, на базе которой появилась гремевшая в 80-е и 90-е в Ялуторовском районе «Улыбка».
Свадьбы, проводы в армию тогда проходили по сценариям, разработанным Зухрой, теперь уже Поляковой. Не помешала постоянная занятость супругов рождению двух сыновей - Олега и Ромы. А когда возникли проблемы в семейной жизни у старшей сестры Зухры, Поляковы взяли на воспитание и её пятерых детей. К сожалению, через некоторое время Геннадий заболел, а вскоре его не стало. Зухре Ахметовне в это время предложили учёбу в высшей партийной школе в Свердловске. Но лишь получив согласие своих мам, собственной и бывшего мужа, она согласилась. Была одной из лучших студенток, к тому же ни один концерт художественной самодеятельности или спортивное мероприятие не обходились без её участия. Зухра Ахметовна организовывала походы сокурсников в музеи, театры, на концерты. Без большого энтузиазма посещал эти мероприятия староста группы Александр Кожевников (не отставать же от остальных), и, по всей видимости, тогда он и влюбился в свою Зухру.
Но чувства вынашивал долго, руки попросил, лишь когда устроился на работу в один из райкомов в Челябинске и получил там квартиру. Приехав в Памятное, он обратился за разрешением на брак к обеим мамам Зухры Ахметовны, для которой особенно важно было мнение Екатерины Ивановны Поляковой. Та на удивление возражать не стала. Кстати, последние свои дни она провела в кругу семьи её бывшей снохи.
Ещё удивительнее поведение будущего супруга, который не только оказался не против враз стать многодетным отцом, но и, согласившись оставить благоустроенную квартиру и перспективную работу в областном центре, перебрался в наши края. Зухра Ахметовна на тот момент работала в райкоме партии, а после избрания Александра Яковлевича секретарём парткома в колхозе «Путь к коммунизму» переехала за ним в Петелино. Почти 20 лет она проработала в селе заведующей детским садом, в котором воспитывались и двое их общих детей - Яков и Геннадий.
Возвращение к истокам. Когда под новый, 2003-й год Зухра-апа собралась на пенсию, последовало предложение от директора Центра национальных культур Галины Адековой возглавить отдел татарской культуры, а вместе с ним и самодеятельный коллектив «Сандугач». Зухра Ахметовна согласилась не сразу, но сейчас понимает, что тогда судьбой ей был дан второй шанс, ведь когда-то она ехала в Ялуторовск именно с целью развивать татарскую культуру.
Во время чествования юбилея народного ансамбля «Сандугач» не раз в разговорах звучало, что Зухра Ахметовна - мама этого творческого коллектива. Согласитесь, такое признание дорогого стоит.
В свои 78 на покой она не собирается. Говорит, что ещё много песен не спето, а дети и внуки (которых 25) уже выросли, так что времени свободного в достатке. Сокрушается, что по-настоящему творческая жилка лишь у одного из сыновей - Геннадия, который не расстаётся с гитарой, поёт и пишет песни. Никуда не делись её прежние любознательность и упёртость, к которым добавилось ещё одно не менее ценное качество - умение выстраивать отношения с самыми разными людьми.