Медиакарта
12:01 | 30 января 2026
Портал СМИ Тюменской области

Сталинград: память сквозь годы

10:00 | 30 января 2026
Источник: Знамя правды

Второго февраля в России отмечается важная дата – восемьдесят три года со дня разгрома в Сталинградской битве фашистских оккупантов советскими войсками.

Это сражение стало ключевым событием и основным переломным моментом всей Второй мировой войны. Битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Для местного населения этот период стал большим испытанием. Из воспоминаний очевидцев можно понять, как людям было страшно:
– Во время панического бегства гражданского населения из разбомблённого немцами Сталинграда все перебирались через реку на всём, на чём было возможно плыть. Город горел сплошной стеной. В нём сгорели тысячи людей. И вся Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти.
Другой сталинградец рассказывает:
– Что-то чёрное и страшное надвигалось на нас. Это были немецкие самолёты, при приближении их можно было хорошо рассмотреть. Со всех самолётов начали сбрасывать бомбы.
Такой была неожиданной и беспощадной атака немецких войск мирного города.
Наступление войск нацистов и их союзников продолжалось вплоть до октября 1942 года. Они стремились захватить большую излучину Дона, Волгодонский перешеек и Сталинград. Реализация этого плана прервала бы транспортное сообщение между центральными областями СССР и Кавказом, предоставив базу фашистам для дальнейшего наступления и захвата кавказских нефтяных месторождений.
Наш земляк Василий Петрович Важинский вспоминал:
– На фронт ушёл в начале 1942 года. Оборонял Москву, затем перебросили часть в Сталинград. Наш 79-й гвардейский полк «катюш» принимал непосредственное участие в разгроме фашистов. Первые бои с немцами полк принял на Дону, в районе станции Калач, где противник бросил на нас около 70 танков. Бой был тяжёлым. Мы, уничтожив их пехоту, с потерями отошли к селу Елизаровка и вели здесь оборону вплоть до полного окружения армии Паулюса. Бои шли страшные, сражались за каждый кусок земли, за каждый шаг в каждом доме.
Михаилу Андреевичу Тихонову из Упорово было всего восемнадцать, когда он принимал участие в сражениях под Сталинградом. Молодой человек находился в составе 23-й стрелковой дивизии. Здесь, на линии фронта, он получил первое боевое крещение. А 8 декабря в одном из боёв был ранен осколком в лёгкое и отправлен в госпиталь.
Уже в ноябре Красной Армии удалось заставить противника увязнуть в оборонительных боях, а затем в результате операции «Уран» – взять в кольцо группировку фашистских войск и сорвать деблокирующее наступление «Зимний шторм». Советские войска вынудили противника отступить к развалинам Сталинграда. А второго февраля окружённая группировка 6-й немецкой армии капитулировала. В ходе этой колоссальной операции в плен взяли более
2 500 офицеров и 25 генералов, в том числе генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. Было захвачено более 91 тысячи солдат и офицеров вермахта.
В боях за Сталинград погибли тридцать девять упоровцев. Но это не окончательные цифры, ведь ещё не все имена известны. Работа по их поиску не прекращается по сей день.
За боевые отличия 112 человек удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 700 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда», в их число вошли и упоровцы.
Это сражение стало тяжелейшим поражением фашистской Германии и началом пути советского народа к Великой Победе.
Из воспоминаний нижнеманайца Дмитрия Васильевича Квашнина:
– На очередном формировочном пункте под Сталинградом попал в 20-ю отдельную истребительную танковую бригаду. Формировалась она на станции Тундутово. От станции одно название осталось. Всего три дома уцелело: два у нас, один у фашистов. В начале ноября вышли на передовые позиции. Получили приказ окапываться основательно, так как наступления не предвиделось, и даже разговоры шли о том, что тут нам и зимовать придётся. Рыли окопы полного профиля, строили блиндажи. Противник большой активности не проявлял. Выдыхалась шестая армия Паулюса, которую мы в то время в окружении держали. С 4 ноября на две недели нам отдых объявили. Отвели с боевых позиций наше подразделение в тылы. Но до конца отдохнуть не дали. Подняли как-то ночью и снова на передовую. Прибыли туда, а там от нашей смены только старшина да несколько бойцов осталось.
– Где остальные? – спрашиваем у измученных бойцов.
– Остались бы вы тут, и вас бы не было, – ответили те. Выстояли бойцы ценой огромной крови, но врага не пропустили.
До 14 декабря мы оборону держали. Каждый день бои шли. На прорыв армии Паулюса была брошена группировка войск генерал-фельдмаршала Манштейна. Вот тут-то и началось. Наши обескровленные части снимали с передовых позиций и бросали навстречу армии Манштейна, чтобы остановить их продвижение, или хотя бы задержать на какое-то время. В числе двух наших батальонов пришлось побывать и мне. 17 декабря, не успев как следует окопаться, стали готовиться к встрече. Ротный бегает, волнуется:
– Продержаться надо, ребята, ну хоть немножко тут продержаться, а там должно подкрепление подойти. Тогда уж как следует ударим. А сейчас не дрейфь, молодёжь, двум смертям не бывать…
Никто и не дрейфил. Повидали неприятеля в бою. Против сибиряка он слаб, только техникой и брал. В ту пору я уж сержантом был, на должности помощника командира. Имел личное оружие в виде пулемёта Дегтярёва и ружье противотанковое. Лежим на стылой земле, ждём. В 10 часов начал фашист вести артобстрел, потом его миномёты заговорили. Как только орудия смолкли, сквозь позёмку бронированные машины на нас надвигаться стали. За танками пошли машины с десантом. До самых сумерек страшный бой продолжался. Крепко наши ребята держались.

По материалам интернета и краеведческого отдела
Упоровской библиотеки
подготовила
Марина МЕДВЕДЕВА