Завтра исполняется 37 лет со дня вывода советских войск из Афганистана
Сегодня в Заводоуковском муниципальном округе проживают 44 воина-афганца. Один из них Валерий Филиппов из села Падун.
В армию Валерия Алексеевича призвали в октябре 1984 года.
– Служить я шёл с охотой. В наше время с парнем, который не был в армии, девушки даже гулять не хотели, – рассказывает В. Филиппов.
Новобранцев из Казахстана, где тогда жил Валерий Алексеевич, отправили в учебку в столицу Киргизии – город Фрунзе (ныне Бишкек). Там раньше готовили пополнение для частей Советской армии, размещённых в Германии. Но Валерию Филиппову выпало служить в Афганистане.
Будущих армейских шофёров, а до службы Валерий Алексеевич успел выучиться в ДОСААФ на шофёра, готовили основательно. За месяц солдаты хорошо освоили машины, совершили на них марши на 100 и 500 километров. Офицеры и политработники объяснили новобранцам, что они едут в восточную воюющую страну. Рассказали, что там можно делать, а что нельзя.
Служил В. Филиппов водителем-миномётчиком. Небольшой гарнизон из 15 артиллеристов во главе с командиром располагался на заставе в кишлаке Ларган. Солдаты охраняли дорогу и трубопровод, по которому в Афганистан поставляли горючее.
– Застава наша возвышалась над кишлаком и выглядела как настоящая крепость, – вспоминает Валерий Алексеевич. – Нас, новобранцев, старики встретили как долгожданных гостей, сразу повели в столовую, накрыли стол. Сели, и тут неожиданно стёкла посыпались. Это духи нас поприветствовать пришли, заставу обстреляли. Только тогда я и осознал, что оказался на войне.
По словам В. Филиппова, днём жители соседнего кишлака вели себя дружелюбно. Здоровались с «шурави» (советскими), предлагали купить у них яйца, сметану, другую нехитрую крестьянскую снедь или обменять всё это на консервы, которые у афганцев пользовались популярностью. А вот по ночам заставу частенько обстреливали.
Миномётчики не только несли службу на заставе, но и на боевые задания выезжали регулярно – пару раз в месяц. Возвращаясь из такой поездки 20 декабря 1985 года, ГАЗ-66 Валерия Филиппова на въезде в кишлак Ларган налетел на мину.
– Скорее всего, её местные жители и подложили. Духи платили за каждую установленную мину. Так что для простых афганцев это был заработок, – вздыхает Валерий Алексеевич. – Помню, как вытащили меня из машины, как я лежу у оторванного колеса. Потом был аэродром в Термезе. Окончательно пришёл в себя я уже в Ташкенте.
После ранения боец полгода лечился в госпитале. Затем получил отпуск и поехал домой.
– И смех и грех, но моё возвращения сразу не заметили, – улыбается Валерий Алексеевич. – Я за время лечения исхудал, и форма на мне висела мешком. Поэтому перед выпиской попросил медсестёр купить мне гражданский костюм. Приехал как раз на свадьбу брата. Весь посёлок гулял. Вошёл, присел – все ноль внимания. Ну, подумаешь, ещё один гость. А потом смотрят: «Братик!!!».
Через два месяца отпуска рядовой Филиппов отправился на переосвидетельствование в облвоенкомат в Семипалатинск. Просился обратно в Афганистан, но его комиссовали подчистую.
В Заводоуковский район Валерий Филиппов переехал в 1990-е. Осел в Падуне. Работал в сельском ЖКХ, а теперь служит водителем на пожарном посту.
– Так почти всю жизнь за баранкой и провёл. Но огненные вёрсты Афганистана мне особенно памятны, – завершает разговор Валерий Алексеевич.