Медиакарта
17:01 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подворотничок с переподвывертом

Учимся говорить правильно и красиво вместе с лучшим воспитателем России

— Моя малышка плохо разговаривает. Посещаем занятия логопеда. С помощью газеты хочется узнать упражнения, которые можно легко выполнять с ребенком дома без специалиста, чтобы ускорить процесс развития речи.

Марина Жернакова Тюменский район

С этим письмом мы обратились к логопеду-воспитателю детского сада «Светлячок» поселка Богандинского. Кандидатура Юлии Кохановской на роль эксперта выбрана не случайно: в середине декабря на I Всероссийском конкурсе «Детские сады – детям» ее признали лучшим воспитателем страны. Как же удивились коллеги из больших городов, когда получать диплом и статуэтку лидера вышла молодая женщина из никому не известного поселочка на юге Тюменской области! «Разве такое возможно: в глубинке и лучший по профессии?» – искренне удивлялись они. Возможно! Кохановская достаточно легко преодолела районный и областной этапы состязания. Ну а там сама судьба велела занять первое место на России.

Юлия Кохановская родом из Ставропольского края. Окончила Пензенский государственный педагогический университет по специальности «Учитель начальных классов». Вместе с мужем-военным исколесила всю страну. В Тюменскую область переехала из Нижнего Новгорода. Сначала работала воспитателем в Винзилинском детском доме. Потом перешла в богандинский детский садик «Светлячок». Два года назад окончила в ТОГИРРО курсы переподготовки учителей-логопедов. После победы на Всероссийском конкурсе «Детские сады – детям» подала заявку на московский форум «Новая школа».

– Детей с нарушениями речи сейчас очень много. Не так давно им стали давать инвалидность. Чтобы не запустить процесс до необратимого, вовремя обращайтесь к специалистам. В настоящее время в каждом детском саду работает профессиональный логопед. Домашние занятия тоже очень помогают. Если вы найдете для собственного чада хотя бы пять минут в день, то результат не заставит себя ждать.

Вот несколько незатейливых здоровьесберегающих упражнений, которые помогут ребенку раскрепоститься и сблизят его с родителями.

Пальчиковая гимнастика. Развивает моторику рук, стимулирует речевое развитие, повышает работоспособность головного мозга, оказывает тонизирующее воздействие на весь организм.

«Щелчки» – щелкаем каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» – поочередно «кусаем» бельевыми прищепками ногтевые фаланги (подушечки) от большого пальца к мизинцу на ударные слоги стиха «Котенок» Валентина Берестова:

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

«Узелки» – перебираем пальцами веревочки с узлами, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные звуки.

«Лыжники» – «встаем» указательными и средними пальцами в углубления больших пуговиц и делаем по «шагу» на каждый ударный слог стиха:

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? Лыжи!

«Фокусник» – собираем (комкаем) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла; кусочки полиэтилена не должны торчать из кулачка.

«Рисование» – рисуем цветы веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками и приговариваем:

Тренируйте пальчики –

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой!

Дыхательная гимнастика. Регулярные занятия способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей (ринит, риносинусит, гайморит). Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов.

«Покатай карандаш» – вдыхаем через нос и, выдыхая через рот, катаем по столу круглый карандаш.

«Каша» – вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых» (повторить шесть раз).

«Охота» – закрываем глаза, по запаху определяем, что за предмет перед нами (апельсин, духи, варенье и так далее).

«Греем руки» – вдыхаем через нос и дуем на озябшие руки, плавно выдыхая через рот.

«Шарик» – на счет 1-2-3-4 делаем четыре глубоких вдоха и задерживаем дыхание. Затем на 1-2-3-4-5 медленно выдыхаем.

«Трубач» – подносим к губам воображаемую трубу и, имитируя движения трубача, нажимаем пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносим «ту-ту-ту» (10–15 секунд).

Полезные упражнения на развитие смекалки ребенка. Какое время года сейчас? Назови предшествующие и последующие за зимой времена года. Какие изменения произошли зимой в природе?

Давай выучим названия зимних месяцев!

Задание «Скажи наоборот»: летом дни жаркие, а зимой – …; весной лед на реке тонкий, а зимой – …; снег мягкий, а лед – …; одни сосульки длинные, а другие – …; летом солнце яркое, а зимой – … .

Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? Объясни значение слов «снегопад» и «гололед».

Задание «Подбирай, называй, запоминай»: зима – холодная, снежная, морозная; снег – белый, красивый, бесконечный; снежинки – … и так далее.

Задание «Назови ласково»: снег – снежок; лед – ледок; солнце – …; зима – … .

Фото Валерия БЫЧКОВА

Автор статьи: Ирина НИКИТИНА

Рубрика: Досуг