Медиакарта
8:45 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Глаза слушающего должны загораться от взгляда говорящего

Надежда Владимировна Белкина 27 лет работает учителем русского языка и литературы в Уватской школе. Что же значит для нее - быть учителем?

Это значит, каждый день открывать что-то новое в своих учениках и в себе, уметь быть другом каждому ребенку, поддерживать в победах и сопереживать неудачам, вселять в них силы, всегда находить ответ на бесчисленные «почему», видеть в каждом личность.

Ребенок в школе не готовится к жизни, а живет. Поэтому так важно для Надежды Владимировны организовать образовательную среду как среду полноценной жизни детей, которая происходит здесь и сейчас.

Конечно же, учительская мудрость приходит с годами, но любой человек, не важно, с какой профессией он связан, точно знает, кому он обязан тем, что состоялся в этой жизни. Для Н.В. Белкиной таким человеком является бывший учитель русского языка и литературы Уватской школы Валентина Михайловна Муромцева.

О своем педагоге Надежда Владимировна вспоминает с большой теплотой и уважением: «Валентина Михайловна - удивительная женщина. Требовательный педагог, но с очень добрым сердцем. Маленького роста, худенькая, с тихим голосом, она умела создать на уроке такую атмосферу, что мы слушали её, боясь пропустить даже слово. Все девочки мечтали быть похожими на Валентину Михайловну, я же мечтала стать учителем».

Проработав в школе почти три десятка лет, Надежда Владимировна ни разу не пожалела о своем профессиональном выборе. Для нее как музыка звучат детский смех и шумные разговоры в коридорах школы на переменах, а самым приятным занятием остается подготовка к урокам. Удивительно, но она каждый урок проигрывает дома, доводя его практически до совершенства, так как считает, что если этого не делать, то могут возникнуть накладки, которые отразятся на знаниях учащихся.

- Как же надо любить свою работу, чтобы не обращать внимания на трудности? Или у настоящих профессионалов их не бывает?

  • Трудности бывают, но они со временем меркнут и становятся незначительными. Особенно они не заметны на фоне побед учеников. Хотя, наверное, за всю мою педагогическую деятельность самым трудным периодом можно назвать подготовку к первому ЕГЭ. Никто точно не знал, как и что нужно делать, как готовить выпускные классы. Даже правильное оформление документов становилось невероятной проблемой. Зато в качестве награды стали высокие баллы, набранные учащимися.

- Надежда Владимировна, завершился Год учителя. Чем он вам запомнился? Почувствовали ли педагоги особое внимание государства к этой нелегкой профессии?

  • Мы, общаясь с коллегами, обсуждали эти вопросы и пришли к выводу, что особого внимания не ощутили. Оплата труда осталась на прежнем уровне, хотя все надеялись, что в этом году произойдут существенные изменения. Педагоги загружены документацией так, что не остается времени осуществлять главную функцию педагогической деятельности - воспитание. Так хочется побольше свободного времени, чтобы его хватало заниматься творчеством, ходить с ребятами в походы и просто разговаривать по душам.

Для меня ярким событием стал областной педагогический марафон, организованный Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования, общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание» и «Учительской газетой». С нами своим опытом и мастерством делились победители Всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет и лучшие учителя России.

Н.В. Белкина относится к тем учителям, для которых материальное поощрение за труд не является основным стимулом в работе. Для нее гораздо важнее то, что ценнее денег. Это научить детей мыслить так, чтобы они были способны самостоятельно ориентироваться и уверенно действовать в постоянно меняющихся условиях современной жизни.

Лариса ФИЛАТОВА Фото автора