В своё время французский философ и педагог Жан Жак Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, его нужно сделать крепким и здоровым». В последние дни уходящего года прошёл районный конкурс «Школа — территория здоровья».
– В заключительный второй этап конкурса вышли пять школ — это Медведевская, Боровлянская, Земляновская, Ламенская и школа №1, – рассказывает С.А. Иванова, методист Отдела образования. – Но сегодня мы пригласили на мероприятие все образовательные учреждения, так как в рамках конкурса ещё проводим ярмарку методических идей по здоровьесберегающим технологиям, школы делятся друг с другом материалами, которые они накопили и используют в работе, создавая в школах благоприятную среду. Каждая школа покажет практическое занятие по одному из приоритетных направлений программы.
Хотя здоровьесберегающие программы в разных школах объединены целями и задачами, в каждом учреждении есть свои находки.
– Работу с учащимися мы начали с социологических опросов на тему, как вы оцениваете своё здоровье, – говорит О.В. Дайнеко, заместитель директора по воспитательной работе школы №1. – К концу реализации программы дети научились наблюдать за своим состоянием здоровья. В течение последнего времени оценивали психологическое здоровье учащихся, проводили тесты на уровень школьной тревожности. С учащимися работали психологи. В нашей школе заведены классные паспорта здоровья, по которым учитель может проанализировать самочувствие своих воспитанников и скорректировать план работы по оздоровлению. На родительских собраниях обсуждали результаты медицинских осмотров учащихся, а также проблемы, связанные с прохождением медосмотров, сохранением здоровья детей, устранением выявленных отклонений. В школе проводились оздоравливающие внеклассные досуговые мероприятия. Ежегодно организуется двухдневный поход в рамках акции «Твой выбор», где учащиеся знакомятся с кружками и секциями, действующими в школе во время учебного года. Мы проводим большое количество мероприятий, способствующих улучшению микроклимата в классах и сплочению ученического коллектива.
В Среднечирковской школе программу «Школа, содействующая здоровью» разработала учитель А.Ю. Нижегородцева. Она рассказывает:
– Нашу школу мы воспринимаем как дом, где стены – это учителя, фундамент — дети, а крыша – педагогические технологии. Проводим дни здоровья, семинары, конференции, различные соревнования, в которых участвуют и дети, и учителя. Есть у нас и программа по укреплению здоровья учителей. Планируем отдых, оздоровительные занятия, проводим и педсоветы, и семинары для учителей по здоровьесберегающим технологиям. Наши учителя всё могут: выступают на зарнице, если надо встают – на лыжы, играют в волейбол. Есть для них в школе и спортивные секции. Мы не выделяем какое-то одно приоритетное направление в работе, а стараемся охватить всё. У нас действует классно-урочная система для учеников, занимаемся витаминизацией пищи, готовим травяные чаи. Улучшаем микроклимат, занимаясь выращиванием комнатных растений в каждом классе.
По словам руководителя программы «Здоровье» в школе №2 Е.Ф. Малышкиной, в этом образовательном учреждении учебный день начинается с зарядки. По субботам в школе проводят дни здоровья, на них приходят целыми семьями. Учащиеся школы устраивают подобные мероприятия в детских садах.
Вот и получены первые результаты планомерной четырёхлетней заботы о детском здоровье в школах. Первое место жюри присудило программе Боровлянской школы, второе место заняла Медведевская школа, третье место – школа №1. Следующая программа здоровьесбережения будет составляться уже в ключе реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Войдёт в жизнь районная программа по сохранению здоровья учителя не только физического, но и эмоционального. Особое внимание будет направлено на детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечению в школьную среду детей-инвалидов, обучающихся на дому. А базовым школам предстоит стать центрами внедрения здоровьесберегающих технологий в своих округах.
Наталья Гладковская