В сельских поселениях начались
информационные встречи
Вот и ещё один годик прицепился где-то сзади, помахал ручкой, ос-тавил нерешённые проблемы, кому-то радости горстку бросил и даже не извинился. А сейчас наступила пора подведения итогов. Поэтому в поселениях проходят информационные встречи, на которых селяне заслушивают отчёты глав и местных депутатов.
Да только теперь сходы у нас – редкость. Юридические препоны не позволяют назвать собрания граждан сходами: нет на них, как правило, половины населения старше 16-летнего возраста, нет и самой инициативы граждан по сбору односельчан. Но только по-прежнему собрания граждан, встречи с населением в деревне называют сходами. Будем называть и мы.
Сегодня одни на сходы не идут, потому что знают: говори ни говори – толку не будет. Другие - из-за собственного равнодушия: моя хата с краю, живу себе да живу, в ус не дую.
А между тем такие сходы – это те малые истоки, из которых должна формироваться сильная река гражданского общества. А течёт она из глубины веков: когда-то сельский сход назначал старосту, распределял земельные наделы общины, мог передавать общинную землю в аренду, решал общие нужды поселения.
Помню, проходя по улицам Байкалово, не могла не заметить яркие сообщения о том, что сегодня состоится информационная встреча. А тут пробегавшая мимо меня молодая женщина громко напомнила своей соседке: «Мань, сегодня ведь сход, ты пойдёшь?». Поэтому в актовом зале Байкаловской школы, как говорится, маковому зёрнышку негде было упасть. Люди слушали главу, депутатов сельской Думы о том, что сделали, до чего руки не дошли. Порой не взирая на ранги и регалии, где с места, где с трибуны резали правду- матку властям всех уровней. Разговор шёл по-доброму и обстоятельно. Обсудив все вопросы, главу территории Ю.А. Батта похвалили и сказали: другого нам не надо. Однако жизнь внесла свои коррективы. Деловые да хорошие везде нужны, поэтому Юрий Александрович Батт теперь возглавляет район. Но, думаю, вернувшийся во власть Юрий Филиппович Зевакин линию на утверждение само-управления продолжит. И диалог с населением тоже будет вести на деловой ноте.
Надцынское поселение - самая дальняя точка на карте района. И нам, журналистам, бывать там приходится не так уж часто. Но письма читателей порой сигнализируют и о правонарушениях, и обидах на власть.
Собрание – это одна из форм волеизъявления граждан. И как оно помогает решать проблемы селян, я убедилась, побывав в прошлом году в трескучие зимние морозы в Лайтамакском поселении.
В сельском клубе, действительно, было не протолкнуться. Вплотную, дружными рядами на деревянных скамейках сидели старики и молодёжь. Всё внимание на сцену. В президиуме - районное начальство: белые рубашки и галстуки. А прокурорская форма - для деревни большая редкость.
Заглавными были вопросы: кому на каких озёрах рыбу ловить, как дальше жить татарам Заболотья, которым принадлежат родовые поместья? Разговор шёл без малого шесть часов. И люди понимали всю ответственность вопроса больше, чем сама власть поселения, которая, казалось мне, не имела чёткой линии и не проводила её в жизнь. Было понятно, что люди действительно в полную силу включились в самоуправление, видят проблемы и решают их, подсказывая, давая советы главе и депутатам. Решения схода были выполнены, и селяне остались довольны.
Собрания граждан или сходы, как их ни назовите, - это рупор и глас народа, к которому власти всех уровней должна прислушаться. Они вселяют уверенность в людей, если их решения выполняются. А если сход проводится ради галочки, по принципу: поговорили и разошлись, то зачем время тратить попусту на такие посиделки?
Вспоминаю, на такой встрече в Абалакском поселении выступавший по отчёту главы оратор заметил: «Я уже на третьем сходе поднимаю вопрос о бродячем скоте, и что? Мер никаких не принимается. Поэтому и нет желания участвовать на сходах».
Вот такая она, пёстрая картинка, с проведением информационных встреч. «Так нужны ли они?» - этот вопрос я задала нашим читателям. Вот что они ответили.
Виктор Никифорович Слинкин, староста Малозоркальцевского поселения:
- Сход граждан - это мероприятие не для галочки, а серьёзное обсуждение насущных проблем нашего населённого пункта. На одной такой встрече мы высказали просьбу отсыпать гравием улицу в Бронниковой. Хоть средств и маловато в местном бюджете, но просьбу нашу исполнили.
Варвара Фёдоровна Богданова, жительница Кутарбитского поселения:
- Мне кажется, сельский сход нужен, когда требуется сделать что-то неотложное, чтобы призвать людей дополнительно поработать. А так что он решает, если казна поселения пуста?
Хасима Тактабаевна Нигматуллина, староста Юрт Турбинских:
- В нашем селе собрания собираем довольно часто. Вопросы разбираем самые разные: водоснабжение, вывоз мусора. Да разве мало у нас проблем? Конечно, вышестоящие власти порой недовольны высказываниями людей, но им приходится мириться: ведь, как никак, это решение селян. Сход ценен тем, что все проблемы обсуждаются коллективно, никто не шушукается друг у друга за спиной, а открыто высказывает своё мнение. Это деятельный разговор о главном и формирование гражданского общества, особенно сегодня.
Вот такие разные мнения. И все они сводятся к одному: собрания граждан – это форма местного самоуправления. Оно сегодня развивается и утверждается. И старт традиционным ежегодным собраниям – сходам жителей района - уже дан. В добрый путь! Пусть в этом году они будут проходить при высокой явке, принципиально, с пользой для власти и людей.
Галина Гребенщикова