Мой визит накануне 8 марта был для Галины Григорьевны Кармацких – рукодельницы и мастерицы – полной неожиданностью. Тем не менее женщина встретила меня очень радушно. Застала я её за обычным для неё занятием – вязанием очередного творения. Галина Григорьевна сидела на диване, в руках ловко мелькал крючок, рядом стояла картонная коробка, в которой лежали разных размеров и цветов клубки ниток.
– Откуда прознали обо мне? – спрашивает.
– Добрыми слухами земля полнится, – отвечаю.
Несмотря на возраст (Галине Григорьевне 74 года) назвать ее бабушкой язык не поворачивается. Активная, моложавая она начала с энтузиазмом рассказывать о своём увлечении, попутно демонстрируя свои поделки. Кругом – на диванах, креслах, стенах, столах, стульях – стояли, висели, лежали вещи, сделанные руками умелицы. Разглядывая всё это, диву даёшься, какой творческий замысел, какая фантазия! Словно попала в музей декоративно-прикладного искусства: расшитые подушечки-думки, салфетки на все случаи жизни, цветы различных расцветок и форм, грибочки, стоящие на зеленых полянках, курица с цыплятами, утята…
– Кто же научил вас такую красоту творить? – интересуюсь.
– Да в основном сама. С детства тяга к этому была. Многому меня научила соседка в Илинее, откуда я родом. Мама, Анастасия Титовна, ничем таким не занималась, ей было не до того, растила нас, шестерых ребятишек. Те годы тяжёлыми были...
Совсем юной Галя научилась делать выбивку на простынях и наволочках, вышивать крестиком и гладью и, конечно, вязать варежки, носки.
Жизнь Галины Кармацких сложилась вполне прозаично: окончила семь классов, вышла замуж за своего однофамильца Александра Кармацких, родила троих детей, работала телятницей, кладовщиком, учётчиком, после переезда семьи в Аромашево и до самой пенсии трудилась продавцом. Сегодня пенсионерка Галина Григорьевна коротает дни и ночи одна. Мужа Александра Фёдоровича похоронила пять лет назад. Сын Пётр проживает в Нижневартовске, дочь Татьяна – в Тюмени. Старший сын Александр живёт по соседству с мамой. Во время нашей встречи он как раз зашел ее навестить. Узнав, о чем речь, с гордостью упомянул о том, что его жена Тамара тоже «заразилась» вязанием от свекрови после того, как получила от неё в подарок расшитую подушечку.
– Мне всегда нравилось рукодельничать, а сейчас и вовсе вязание стало для меня каждодневной потребностью, – объясняет, смущённо улыбаясь, моя собеседница. – Уже почти с закрытыми глазами вяжу. Лягу, бывает, спать, глаза закрою, а руки сами собой двигаются, как будто в руках спицы или крючок.
Галина Григорьевна ещё и на выдумки мастерица. Придумала вязать коврики-кружки из разноцветных целлофановых пакетов. С виду и не отличишь от матерчатых. Зато в хозяйстве очень практичны: износу им нет, а если замарались, протёр тряпочкой и – вперёд.
Сегодня у Г.Г. Кармацких много последователей. Когда-то она перенимала опыт у более умелых, теперь сама – «ас» и с удовольствием передает свои умения начинающими.
Делится Галина Григорьевна не только опытом, но и готовыми работами. Кому только не наделала она подарков: всей родне, друзьям, знакомым.
– Сейчас вот вяжу родственникам в Сорокино.
– В гости поедите?
– Нет, просто пошлю на 8 марта подарочки.
– На одни нитки, наверное, немало денег уходит?..
– Ну так что. Пенсию ведь получаю.
…Есть много увлечённых людей, и спектр человеческих отдушин огромен. Для моей героини такой отдушиной стало вязание, в этом она выражает свой творческий потенциал, не реализованный ранее. А как прекрасно заниматься любимым делом, а затем с такой же любовью дарить радость близким, родным, и даже совсем незнакомым людям! В тот день и я ушла от Галины Григорьевны с частичкой её любви – несколькими радующими душу поделками.
О. Магжанова.
Фото С. Степанюка.
НА СНИМКЕ: Галина Григорьевна в окружении своих творений.