Медиакарта
4:37 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ты песней жизни для меня остался, Ленинград!

Женщины Ленинграда. Найдутся ли когда-нибудь слова, способные передать всё величие их труда, преданности Родине, городу, армии, семье, их бессмертную отвагу?!

Сутками они стояли у станка на заводе, не отходили от постели раненого бойца. На своих хрупких плечах несли всю тяжесть домашнего быта в осаждённом городе. Скудные нормы получаемых продуктов они строго распределяли по дням и делили по часам. Таскали воду из рек. От недоедания испытывали слабость и всё же как-то преодолевали её.

Город пробыл в осаде 900 дней. Что пришлось пережить людям, с трудом поддаётся пониманию. И когда слушаешь очевидцев, то проникаешься глубоким чувством уважения и преклонения перед ними.

В нашем селе Абалак проживала Анастасия Антоновна Румянцева, уроженка Ленинграда. В начале войны её эвакуировали в посёлок Виковиржк. Там у неё умер муж, вернувшийся с фронта весь израненный.

В 1944 году баба Тася (так мы её звали) вместе с дочерью Валей вернулись в Ленинград. Но дом их был разгромлен, жить негде, родственники ещё до блокады эвакуировались в Тобольск. Туда и приехали мать с дочерью в 1947 году, а через пять лет поселились в Абалаке.

Как выжили они в том кошмаре блокады, одному Богу известно. Во время войны Анастасия Антоновна работала в военном госпитале. Часто сдавала кровь для раненых за пайку хлеба, а ночами вместе с другими женщинами дежурила на чердаках домов. Под непрерывным обстрелом и бомбёжкой лениградцы возводили оборонительные укрепления. В этих работах принимали участие и дети. Во время такого налёта погибла одна из дочерей Анастасии Антоновны. Потом она потеряла ещё двоих детей. Выжила лишь Валя, которая родилась 9 мая 1940 года. Оставлять маленькую дочь в доме было опасно – бывали случаи каннибализма. Матери даже предлагали съесть ребёнка, чтобы выжить самой. Приходилось малышку, привязав тёплым платком, брать с собой. Свою пайку хлеба Анастасия Антоновна делила с дочерью, о себе не думала, все мысли были только о ней. И они выжили всем смертям назло!

Судьба отмерила бывшей блокаднице большую жизнь. Анастасия Антоновна умерла в 1993 году. Как сложилась судьба Вали? После окончания Абалакской средней школы она поступила в Тюменский железнодорожный техникум. По направлению поехала на работу в г.Заводоуковск, затем была переведена в г.Тюмень и трудилась там до 1983 года.

После смерти отчима она переехала на станцию Тобольск: надо было ухаживать за больной матерью. Там и проработала до ухода на пенсию. Ей очень хотелось вернуться в Абалак, где прошли её детство, отрочество, где жила мама, и она вновь приехала сюда.

О годах, проведённых в Ленинграде, у Валентины остались отрывочные воспоминания в основном по рассказам мамы. Но как истинная ленинградка она отличалась отзывчивостью, доброжелательностью, готовностью прийти на помощь всем, кто нуждался в ней, в добром слове. Сколько мы её знали, она никогда ни с кем не конфликтовала, никто не слышал от неё плохого слова. Говорят, не стоит село без праведника. Таким праведником в Абалаке была Валентина Георгиевна Румянцева. Умерла она в 2008 году, похоронена на Преображенском кладбище.

…Уходит из жизни поколение, которое перенесло все тяготы военного и послевоенного лихолетья. Мы должны помнить об этих людях и не предавать их имена забвению. Пусть знает грядущее поколение, что враг не поставил на колени советский народ. Ценой больших потерь и утрат мы сумели отстоять независимость нашей Родины.

Помните, пожалуйста, помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Мария Зятькова, Мария Перминова,

ветераны педагогического труда, с. Абалак