Медиакарта
13:34 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Спасаем по доброй воле

Спасаем по доброй воле
15:55 | 24 января 2011

Движение в защиту тобольской старины и в помощь местным реставраторам началось 1 февраля 1986 г.

Было морозное субботнее утро. Ярко светило солнце. На крыльце музея-заповедника стояли двое. Он и она. Она – Людмила Николаевна Захарова, инженер-строитель треста «Сибпромэкскавация». Он – Борис Олегович Эристов, научный сотрудник музея-заповедника.

Ждали, подойдёт не подойдёт народ. Скоро начали собираться люди. Они пришли по объявлению, опубликованному в газете «Тобольская правда». Людмила Николаевна призвала неравнодушных тоболяков собраться 1 февраля на субботник в помощь реставраторам на памятниках кремля – Софийско-Успенском соборе и рентерее. К 10 часам подошли 24 человека.

Большинство из собравшихся – коллеги Захаровой, работники треста «Сибпром-экскавация». Там она заведовала промышленной лабораторией. А помимо основной работы Людмила Николаевна была внештатным инспектором Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В Тобольск Захарова приехала из Омска. К тому времени её родной город уже растерял свою богатую старину, став центром большой нефтехимии. Борис Олегович Эристов заведовал отделом дореволюционной истории. Работал над созданием будущего музея политической ссылки в доме декабриста М.А. Фонвизина. Призыв Захаровой прийти на субботник воспринял как руководство к действию. Он был давно озабочен плачевным состоянием города, в котором родился, рос, учился, а с 1972 года преподавал историю в старших классах родной школы № 1. Одновременно с этим читал курс античной литературы в Тобольском пединституте. В 1973-1977 годы был директором Тобольского музея-заповедника. Родной Тобольск любил самозабвенно.

Он говорил нам: «Мы живём в необычном городе. Он очень скромен по своим размерам и понятиям, но необычайно знаменит своими историческими заслугами. Ни один город не может сравниться своей исторической славой с Тобольском».

В 70-80-е годы прошлого столетия Эристова знало большинство жителей города. Если не в лицо, то по фамилии. Он вёл экскурсии в музее, по кремлю, по историческим местам города. Читал лекции в учебных заведениях и на предприятиях города. Со школьных лет сотрудничал с газетой «Тобольская правда» в качестве литсотрудника и фотокоррес-пондента. При его участии создано несколько фильмов по истории Тобольска. Первый субботник начался по-деловому. Без митинга и речей. Очищали Софийско-Успенский собор (1686 года постройки) от мусора. Тогда же добровольцы решили: никакой сезонности в работе – собираться будем каждый выходной.

В те годы в Тобольске храмы и старинные особняки XVII–XIX вв. были в очень запущенном состоянии. Церкви стояли без куполов: Пятницкая, Спасская, Петра и Павла. В усечённом виде были польский костёл и мусульманская мечеть. Дома подтоплялись грунтовыми водами. Кирпичные здания подмокали, на их стенах появлялись трещины. Деревянные проседали и заваливались на бок.

Причиной высокого стояния грунтовых вод было то, что старый лиственничный дренаж, проложенный в нижнем посаде нашими предками, был разрушен тяжёлой техникой. Она в город пришла на строительство «Гиганта на Иртыше».

На горе выросли новые микрорайоны. Комбинат встал на ноги и… окончательно отвернулся от старого города, словно стыдился его провинциальности. В годы становления НХК нижний посад на глазах начал хиреть и умирать. Строи-тельные леса на церкви Захария и Елизаветы меняли не один раз – они успевали сгнить, так и не послужив реставраторам.

Восстановительные работы на памятниках, конечно, проводились. Но всё это было медленно-медленно. А разрушительный процесс шёл намного быстрее. Тобольск известен миру с 1590 года как столица Сибири. Здесь куда ни глянь – памятник. Каждый дом хранит народное предание. Всё это могло погибнуть, поскольку Тобольск давно уже был районным цент-ром, материальные инвестиции в такие поселения обычно минимальные. Запущенность города дошла до такого состояния, что можно было заказывать по нему панихиду. Вот тогда-то и собрались в кремле защитники тобольской старины. То объявление Захаровой в газете прозвучало как боевая тревога. А собравшись вместе в клубе, добровольцы почувствовали себя мобилизованными на охрану древней столицы Сибири.

Помню, Вячеслав Юрьевич Софронов на одном из субботников на церкви Михаила-Архангела показал нам письмо от писателя-сибиряка Валентина Распутина. Валентин Григорьевич принял его приглашение посетить наш город. Раньше в Тобольске он никогда не был. Мы стали ждать встречи с классиком русской литературы. Приехал Распутин в мае 1987 года. Здесь он познакомился с молодым председателем горисполкома Аркадием Григорьевичем Елфимовым, за полгода до этого занявшего руководящую должность.

В городе круглые сутки шло строительство защитной дамбы по берегу Иртыша. А это ни много ни мало 11 километров 283 метра земляной насыпи, ограждающей с трёх сторон нижний посад – от нефтебазы до Алафеевской горы, на которой стоит кремль (район Подшлюзы).

Вода в реке превысила отметку восемь с половиной метров. Но дамба выдержала. Впервые за 400 лет город не пострадал от наводнения. И это была победа тоболяков над природной стихией. Мы радовались тогда всему, любому успеху своих земляков. Будто сами были причастны к этому благому дому.

Добровольцы встречались с Распутиным 20 мая в детской библиотеке, которая располагалась в доме декабриста А.М. Фонвизина. О «Доброй воле» писатель знал до приезда в Тобольск. Распутин подробно изучил историю нашего города, и результатом той поездки стала глава «Тобольск» в его известной книге «Сибирь, Сибирь...» Она вышла в свет в 1991 году. Позже книгу Валентин Григорьевич дополнил и переиздал в 2000 году. Не забыл великий писатель в своей книге и о «Доброй воле». На странице пятьдесят четвёртой помещена фотография добровольцев с их юными помощниками после очередного субботника.

Своё впечатление о Тобольске Распутин высказал и на съезде Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, проходившем в Горьком в июне 1987 года: «Добрая воля» предпринимает героические усилия по спасению своего города, но сил этих мало, и Тобольску, если отношение к нему не изменится, уже в самом скором будущем не миновать разрухи».

С первых дней своего рождения клуб «Добрая воля» искал единомышленников по всей стране. Писали в Сибирское отделение Сою-за композиторов Аскольду Фёдоровичу Мурову, автору Тобольской симфонии. Он в свою очередь обратился по трём адресам: к министру культуры РСФСР Ю.С. Мелетьеву, главному редактору газеты «Советская культура» А.А. Беляеву и первому секретарю Тюменского обкома КПСС Г.П. Богомякову. После публикации в журнале «Работница» «Жар-птица «Доброй воли» (№ 10 за 1986 год) мы получили массу писем. Одно от группы архитекторов из Калуги. Они организовали у себя одноимённый клуб, подобный нашему. Позже такой же клуб «Энтузиаст» родился в городе Луцке в Волынской области. В канун 400-летия Тобольска Юрий Николаевич Малашин из Новосибирской киностудии снял документальный фильм «Граждане Тобольска». Его демонстрировали по Центральному телевидению три раза в течение 1987 года. Фильм вызвал большой поток писем в адрес «Доброй воли». В основном писали тоболяки, которые много лет не бывали в родном городе, но помнят и любят его.

Более двух лет добровольцы с любовью обустраивали свою обитель – квад-ратную башню кремля. Там мы организовывали встречи, отмечали дни рождения клуба. Весной 1989 года в башне провели выставку плакатов «С любовью к древнему Тобольску». Победителями стали Ю.М. Грязнов и А.Ф. Антипина.

7 декабря 1989 года в башне кремля проводилась 11 отчётно-выборная конференция Тобольского городского отделения ВООПИиК. После работы для участников конференции был организован аукцион по продаже товаров предприятий города в фонд восстановления старого Тобольска. Научный сотрудник музея-заповедника В.А. Вдовиченко вполне профессионально вёл торг. Сто одиннадцать рублей было переведено после аукциона на счёт № 70010. Аукцион мы проводили впервые, да и публика была небогатой. Зато сколько весёлых минут мы пережили в этот вечер. В стенах башни проводились выставки самодеятельных художников, народных умельцев, конкурс детских рисунков по сказке «Конёк-Горбунок». Людмила Захарова мечтала, чтобы новое издание сказки было иллюстрировано детьми.

В день празднования 15-летия общественного фонда «Возрождение Тобольска» – 26 февраля 2009 года я была на концерте народной певицы России Татьяны Петровой. После концерта, прощаясь, актриса сказала, что в Тобольске она уже второй раз. Первый раз она пела в квадратной башне кремля. Такое её заявление – будто бальзам на душу. Оказывается, помнят гости нашу башню.

Каждый доброволец – личность. Инженеры, врачи, учителя, судьи, строители, художники, воспитатели детских садов, рабочие, школьники, пенсионеры... Мы не только работали на субботниках, но и отдыхали вместе. Отметили пять свадеб. Было одно венчание в церкви Михаила-Архангела. Справили одно новоселье в квартире, другое – на даче. А сколько было выездов на природу летом, да и зимой на базы отдыха – на встречу Нового года.

Я была на четырёх таких выездах – с карнавальным костюмами, самодеятельными концертами, блюдами собственного приготовления, с играми в лесу. Много приятных минут подарили нам эти вечера с искромётным весельем.

Новый 1987 год мы встречали на базе отдыха «Сибпромэкскавация». Ближе к утру, когда все изрядно устали, Захарова позвала нас к себе и стала раздавать подарки. Кто что получил, не скажу, а мне достался самодельный мешочек с горсткой овса. По словам Людмилы Николаевны, овёс символизирует то, что сбудется моя мечта – я буду участником конного маршрута по степям Казахстана. Об этом я действительно тогда мечтала, но не знала, что она это помнит. Смеху было много. И такой «подарок со смыслом» получил каждый из нас в ту памятную ночь нового года.

Она подкупала нас жизнерадостностью и оптимизмом. Вдохновляла своими идеями. В 1988 году Л.Н. Захарова была избрана членом президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Тогда же она возглавила Тобольский городской ВООПИиК. В следующем году стала членом Центрального Совета Советского фонда культуры.

25 лет – возраст для общественной организации солидный. Тем более в сибирской глубинке. За эти годы мы работали на 22 объектах: Софийско-Успенском соборе, рентерее, храме Михаила-Архангела, храме Захария и Елизаветы, доме Фонвизина, домах по улице Октябрьская – №№ 13 и 37, квадратной башне, консистории, подземных ходах, завальном кладбище, доме Ершова, речке под горой (вырубка деревьев), гостином дворе, штабном и больничном корпусах тюремного замка, побелке кремлёвских стен и башен, укреплений кремлёвского холма, костёле, Александровской часовне, церкви Знамения Божьей Матери в Абалаке, Андреевском храме. За это время мы пережили много невзгод, но не свернули с прежнего пути, не сломались, несмотря на отчаяние, какое порой охватывало от равнодушия власть предержащих... От невосполнимых потерь членов клуба... От сиротства после смерти Людмилы Захаровой – человека неуёмной энергии... Мы смогли перебороть себя и продолжить начатое дело.

Прошли годы. Всё это время старались словом и делом привлечь внимание к Тобольску. Мы внесли свою скромную лепту в дело спасения Тобольска от беспамятства. Теперь пришли другие люди. Общественный фонд «Возрождение Тобольска» занимается вплотную пропагандой исторического наследия нашего города и всего сибирского региона, выпуская альманах «Тобольск и вся Сибирь» и другую печатную продукцию.

Нынешняя молодёжь изучает и прославляет Тобольск другим способом, занимаясь туризмом. В городе создан пресс-центр «Тобольский экстрим». Участники «экстрима» заявили о себе на Всероссийском конкурсе социальных проектов при Государственной Думе России. Недавно тоболячка Ксения Ганжа получила Благодарственное письмо от посольства США в РФ за выступление на международной встрече. Её руководитель Геннадий Геннадьевич Тихонов – член клуба «Добрая воля». Считаем, что ребята из «Тобольского экстрима» продолжают начатое нами дело, но делают его в духе нынешнего времени.

Сегодня наш город развивается по программе превращения его в туристический центр Западной Сибири. Сбылась наша мечта, но частично. Многие памятники старины уже сегодня могут погибнуть на улицах нижнего посада, так и не дождавшись своих реаниматоров.

Добровольцы Тобольска в далёком 1986 году первыми в стране без колебаний встали на защиту своего древнего города, подобно бойцам народного ополчения. И по-прежнему мы в строю.

По поручению клуба «Добрая воля» Галина Кондакова