Медиакарта
9:31 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Наша новая школа»

«Новой школе» нужен учитель здоровья!

Предлагается для обсуждения наименования специалиста по здоровью, работающего в системе образования, три возможных варианта: учитель здоровья, педагог-здраволог, бакалавр здравологии. Квалификация «Учитель здоровья»


цитата

«Здравоформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой доминирующей составляющей педагогического процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности – нового мировоззрения нового времени». Валерий ЧИМАРОВ имеющимися: учитель информатики, учитель музыки) – понятное и, пожалуй, наиболее приемлемое на данном этапе название должности.


Учителей здоровья можно готовить в рамках специальности «Педагогика и психология», установив квалификацию «Учитель здоровья» (или «Педагог-здраволог»). Либо, что избавляет от бюрократических согласований в многочисленных инстанциях, дополнить специальность «Педагогика и психология» специализацией «Здравология».

В связи с тем, что поле деятельности специалиста по здоровью в образовательном учреждении не ограничивается только преподаванием, оно, как уже представлено, гораздо шире, поэтому точнее именовать квалификацию соответственно ее статусу: «педагог-здраволог».

И, наконец, переход на двухуровневое образование, предусматрива-ющее бакалавриат и магистратуру, позволяет предложить подготовку по направлению «Здравология» с присвоением академической степени «Бакалавр здравологии». Специалист с таким образованием – прекрасная кандидатура на должность школьного здраволога.

Поскольку работа связана преимущественно с детьми в образовательном учреждении, необходимо, чтобы здраволог имел базовое педагогическое образование, был основательно подготовлен по общей, детской, педагогической, социальной, семейной психологии, анатомии и физиологии растущего организма, общей и школьной гигиене, диетологии детского возраста, физической культуре, экологии, изучить основы медицинских знаний с акцентом на педиатрию. И, конечно, глубоко знать теорию и практику формирования, сохранения, восстановления и укрепления психического и физического здоровья.

Подготовка указанных специалистов должна осуществляться в педагогических институтах и на педагогических факультетах университетов. Многие вузы (включая ТюмГУ) располагают высококвалифицированными специалистами в этой области знаний и могут осуществлять подготовку учителей здоровья.

Основные положения характеристики специальности вытекают из содержания ее определения, достаточно подробно представленного выше. Однако работа в условиях учебного заведения имеет специфические особенности. Педагог-здраволог вместо существующего сейчас здоровьезатратного образования обязан выстроить систему здоровьесберегающего и заложить основы здоровьеформирующего воспитания и обучения.


цитата

«Но надо ли откладывать на туманное завтра то, что можно сделать для здоровья тюменских детей сегодня?» Валерий ЧИМАРОВ


Они должны стать неотъемлемой доминирующей составляющей педагогического процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности – нового мировоззрения нового времени. Это предполагает внесение крупных изменений в учебно-воспитательный процесс. К основным из них следует отнести переход от информационно-объяснительной технологии образования к деятельностно – развивающей.

Данный подход согласуется с новой парадигмой ВОЗ, предусматривающей сознательное активное созидание индивидом своего здоровья. Иными словами – творцом своего здоровья должен стать сам человек, но его надо научить, как быть здоровым, а прежде – воспитать, вызвать к этому желание, стремление. Следовательно, деятельность здраволога образовательного учреждения должна быть направлена на создание у школьников устойчивой мотивации на здоровье, воспитание культуры здоровой жизни и обучение основам здоровья.

Ведущей учебной дисциплиной должна стать «Здравология» либо «Здравоведение» (как, к примеру, обществоведение, искусствоведение). Или «Здравознание» (см. – естествознание). Все преподающиеся в настоящее время дисциплины, так или иначе имеющие отношение к организму человека: анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности и др. – могут быть объединены сквозной единой учебной программой под эгидой здравологии.

Совершенно очевидно, что обучение основам здоровья не может быть факультативным, рассеянным по разным дисциплинам, не имеющим к здоровью прямого отношения. Здравология должна быть обязательным предметом, и уже одно только это обстоятельство (а их гораздо больше, как было показано выше) обязывает ввести в штат образовательных учреждений специалистов по здоровью. Современной школе нужен штатный, профессионально подготовленный учитель здоровья, здраволог. Но такой должности нет в штатном расписании учебных заведений в РФ! До тех пор пока этого не будет сделано, все другие усилия по формированию здоровья школьников будут тщетны.

Например, документом, раскрывающим принципы образовательной политики в России, является Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, согласно которой на образование возлагаются задачи по сохранению физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения. Учебным заведениям вменялось в обязанность внедрение образовательных программ обучения здоровью…

И что в итоге имеем? По данным РАМН, в последние десять лет… произошло значительное ухудшение здоровья школьников. Ведомственные указания не «работают», потому не являются компонентами государственной системы формирования здоровья, а содержат полумеры и нередко носят декларативный характер. Сделать решительный шаг

В настоящее время интенсифицирован поиск подходов к решению проблем улучшения здоровья участников образовательного процесса. Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показали целесообразность практики обеспечения здоровья учащихся самой школой. Есть основания считать, что рассматриваемая проблема будет решена на федеральном уровне в обозримом будущем.


ДОСЬЕ

Валерий Чимаров

  • Доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии Тюменского госуниверситета, директор регионального научно-образо-вательного центра формирования здоровья, заслуженный врач России, академик Российской академии социальных наук, изобретатель СССР, член Союза журналистов России, «Отличник здравоохранения» СССР.
  • Автор 305 научных трудов по физиологии и патологии детского и взрослого населения, 14 монографий, 25 учебных пособий, 12 научно-познавательных книг, переведенных на несколько иностранных языков, редактор 12 сборников научных работ.
  • Автор и разработчик актуального научно-практического направления «Формирование и воспроизводство общественного и индивидуального здоровья и работоспособности детского и взрослого населения в процессе образования и трудовой деятельности».
  • Разработал концепцию создания в России государственной системы обучения здоровью, инициатор организации в Тюменской области сети оздоровительно-образовательных учреждений, успешно совмещающих оздоровление с обучением.
  • Автор, научный руководитель инновационных проектов по созданию моделей образовательных учреждений нового типа – школ формирования здоровья. Основатель и руководитель общественного движения «Тюменцы – за здоровый образ жизни».
  • Лауреат национальной премии «За личные достижения в области сохранения здоровья населения России».
  • В 2010 году получил отраслевую награду Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

Но надо ли откладывать на туманное завтра то, что можно сделать для здоровья тюменских детей сегодня? Тем более, что уже так много сделано! Школы нашей области в числе первых в России начали внедрять и успешно реализуют здоровьесберегающие педагогические технологии, программы формирования культуры здорового образа жизни, обеспечения здоровья в процессе обучения, включая диагностику психофизического состояния детей и проведение реабилитационных оздоровительных мероприятий. Теперь многие высшие, средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, дошкольные учреждения, а также ряд предприятий Тюменской области успешно реализуют программы, нацеленные на внедрение здорового образа жизни в коллективе.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в сообщении об очередных итогах работы официально подтвердил: «…Приоритетными направлениями деятельности правительства области остается профилактика и пропаганда здорового образа жизни». В Тюмени, городе, стремящемся обрести статус города высокой культуры здоровья, проводится планомерная кропотливая работа по сохранению и укреплению физического и психического состояния средствами здорового образа жизни.

Созданы и создаются различные варианты школ здоровья: гимназии здорового образа жизни, школы содействия здоровью, школы формирования здоровья др. Здоровьесберегающая педагогика прочно вошла в обиход системы образования. Примечательно, что в процесс формирования здоровья вовлечены, наряду с учащимися, и остальные участники образовательного процесса – родители и педагоги.

Для того чтобы система формирования здоровья начала эффективно функционировать, осталось сделать всего один небольшой шаг. А именно: ввести в штатное расписание образовательных учреждений должность «учитель здоровья» («педагог–здраволог», «бакалавр здравологии»). Можно для начала выделить хотя бы по одной ставке на школу, в последующем – в зависимости от учебной нагрузки и объема организационно-педагогических обязанностей. Несложно определить весьма скромные затраты финансового обеспечения предлагаемого нововведения. Оно лишь немного озаботит бюджет, зато принесет огромную пользу для ныне живущего и будущих поколений!

Одновременно это будет тюменским инновационным вкладом в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

Предлагаем продолжить разговор. Ждем ваших писем и предложений.

Автор Валерий ЧИМАРОВ Автор фото Ярославна Чернова