Медиакарта
23:17 | 24 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа - наша жизнь и судьба

В жизни надо иметь своё служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Д.С. Лихачёв

2002-2003 учебный год стал завершающим в моей профессиональной деятельности. Школе отдано 44 года. 24 года работала учителем русского языка и литературы, 20 лет - директором Уватской средней школы. И только сегодня по прошествии нескольких лет я как-то особо четко понимаю, что значила в моей жизни школа, которой отдано всё: время, силы, здоровье. А школа же и давала эти силы, позволяла сохранять здоровье, жизненную энергию, не давала расслабляться, требовала жить и работать в ногу со временем.

Однажды кто-то из учащихся задал мне вопрос, почему я выбрала профессию учителя. Пришлось вспомнить, с чего всё начиналось…

Родилась я 2 января 1941 года в Луговой Слинкиной. В деревне была начальная школа, в которой работали два учителя: Алексей Антонович Платонов и Мария Кондратьевна (фамилию не помню). Это были люди, пользовавшиеся всеобщим уважением взрослых и детей. Мальчишкам и девчонкам хотелось походить на них. И когда мне, ещё маленькой, задавали вопрос, на кого я буду учиться, я отвечала: «На Марию Кондратьевну».

В 1948 году в нашу семью пришел отчим Михаил Ионович Деулин (отец погиб во время Великой Отечественной войны). По профессии он был учителем начальных классов. Мне даже довелось у него учиться. Вот так в нашей семье появился первый учитель, с которого и началась династия.

Окончив церковно-приходскую школу, курсы подготовки учителей в Орловской области и имея 7-летний стаж учителя начальных классов, в 1932 году Михаил Ионович приехал в Уватский район по спецпереселению. В августе 1941 года в возрасте 37 лет был призван в армию.

Служил в краснознаменной гвардейской минометной бригаде. С боями прошел всю войну, был ранен. Сражался на Калининском, Белорусском, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах, форсировал Одер, участвовал в штурме Берлина. После капитуляции Германии принимал участие в войне с Японией. Демобилизовался Михаил Ионович в ноябре 1945 года. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и юбилейными.

После окончания войны он вернулся в Уватский район и продолжил работать учителем начальных классов сначала в Горнослинкинской семилетней школе, затем в Сафьянской начальной школе. В 1953 году был назначен заведующим Лумкоевской начальной школой, после - Калемьягской школой-интернатом. До выхода на пенсию в 1967 году обучал детей хантов, которые жили по реке Демьянке.

Михаил Ионович был хорошим учителем и человеком. Его отличали скромность, доброта и высокая порядочность. Многие помнят его и по сей день. Педагогический стаж Михаила Ионовича составил 42 года.

В 1959 году я, будучи еще Зинаидой Даниловной Слинкиной, окончила 10 классов Уватской средней школы. Вопроса о выборе профессии не стояло. Собралась поступать в Тюменский педагогический институт. Но однажды встретила заведующего Уватским РОНО Василия Платоновича Рындина. Он предложил мне пойти работать в школу, так как в районе не хватало учителей начальных классов (в то время в каждой деревне была школа). И мы, девять человек из выпуска, разъехались по деревням района учить сельских ребятишек. Меня направили в Яровскую начальную школу. Наставником моим был Лазарь Иванович Кабаков, бывший директор Екимовского детского дома № 48. Этот год работы в школе помог сделать окончательный выбор профессии - стать школьным учителем. В 1960 году я поступила в Тобольское педагогическое училище, после окончания которого 5 лет работала в Ивановской восьмилетней школе и одновременно училась в педагогическом институте на филологическом факультете.

С 1967 по 1993 год работала учителем русского языка и литературы. В 1983 году была назначена директором Уватской средней школы. Это были годы напряженного труда. Большое внимание пришлось уделять созданию системы воспитательной работы, основанной на коллективном творческом деле. Профориентационная работа составляла неотъемлемую часть трудового обучения. По окончании школы учащиеся получали удостоверения о присвоении квалификаций: «Водитель транспортных средств категорий А, В, С», «Швея по пошиву легкого платья», «Воспитатель детского сада», «Учитель начальных классов». Гордостью школы был пришкольный участок. Велась большая краеведческая работа, результатом которой явился школьный краеведческий музей. С 1995 года школа участвует в областной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где занимает призовые места. В 1993-94 учебном году в школе был открыт кабинет информатики. Творческое сотрудничество с Тобольским педагогическим институтом способствовало изучению и внедрению в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий. За период моей работы в качестве директора с золотой медалью закончили школу 5 человек, с серебряной - 21.

За многолетний добросовестный труд награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, знаком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, юбилейной медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России» и др.

В настоящее время занимаюсь общественной работой, являясь председателем районного совета ветеранов педагогического труда.

В 1960 году после окончания Омского института физической культуры в Уватскую среднюю школу пришел работать учителем физкультуры мой родной брат Виктор Данилович Слинкин. Его назначили классным руководителем класса юношей (в рамках эксперимента по раздельному обучению юношей и девушек старших классов). Это был требовательный, знающий свой предмет учитель. У Виктора Даниловича 10 лет педагогического стажа.

В 1966 году сначала учителем физической культуры, а после окончания Тобольского педагогического института учителем математики начал свой педагогический путь мой муж Валерий Васильевич Корчёмкин. В первые годы он преподавал физкультуру, вёл большую внеклассную работу по предмету, руководил лыжной секцией. Учащиеся успешно выступали в районных, областных соревнованиях по лыжным гонкам. В 1990 году по его инициативе была открыта спортивная школа с лыжным отделением, а он стал её первым директором. Одновременно Валерий Васильевич преподавал математику. Учащиеся получали хорошие знания. Всего у него 16 выпусков. Четверо учащихся окончили школу с золотой медалью, шесть - с серебряной. Педагогический стаж - 33 года.

С учащимися школы и учителями он подготовил отличную лыжную трассу, на которой в 1987 году были проведены первые областные соревнования школьников на призы газеты «Пионерская правда». С тех пор на уватской лыжной трассе проходят областные, российские и международные соревнования по лыжным гонкам и биатлону. Выстроен прекрасный Биатлонный центр. Особым интересом пользуются Всероссийские соревнования по биатлону на призы губернатора Тюмен-ской области.

За многолетний добросовестный труд В.В. Корчёмкин награжден Почетной грамотой министерства просвещения РСФСР, знаками «Отличник народного просвещения», «За развитие физической культуры и спорта в России» и др.

Представителями второго поколения учительской династии являются и сёстры Валерия Васильевича.

Людмила Васильевна Кормина всю свою жизнь посвятила образованию и в качестве учителя математики, и в качестве инспектора РОНО. Это прекрасный учитель. Всегда требовательная, принципиальная, она пользовалась уважением и любовью учащихся, родителей и коллег. Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и знаком «Отличник народного просвещения». Педагогический стаж Людмилы Васильевны - 35 лет.

Анна Николаевна Монаенкова, проработала в течение 32 лет учителем русского языка и литературы в школах Москвы.

Третье поколение нашей династии представляют сыновья.

Сергей Валерьевич Корчёмкин, окончив Тобольский педагогический институт, проработал учителем информатики и физики в течение 12 лет. Именно ему довелось открывать самый первый в районе класс информатики. Его учащиеся неоднократно были победителями районных и призерами зональных олимпиад. Сергей принимал активное участие в спортивной жизни района. Вместе с учащимися под руководством Валерия Васильевича готовил лыжную трассу.

Александр Валерьевич Корчёмкин, окончив факультет физической культуры Тобольского педагогического института, вернулся в родную школу, где работал учителем физкультуры 18 лет, являясь при этом руководителем класса добровольной военной подготовки и судьей I категории по биатлону. Ежегодно школа становилась победителем районной спартакиады школьников. При этом и сам он активный участник спортивной жизни района.

Наталья Владимировна и Ольга Николаевна Корчёмкины, являясь женами моих сыновей, представляют третье поколение нашей учительской династии.

По специальности они учителя русского языка и литературы. Их отличает творческий подход в преподавании учебных предметов, стремление к совершенствованию своего педагогического мастерства, любовь к детям, умение видеть в каждом ребенке личность.

Работая в школе, вели большую внеклассную работу по предмету, это прекрасные классные руководители. В учебной и воспитательной работе они достигли высоких результатов. Имея педагогический стаж 16 и 15 лет, являются участниками, призерами и победителями конкурсов профессионального мастерства от районного до федерального уровня, руководителями тьюторского движения, выпускницами аспирантуры Тобольского педагогического института по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации, обладателями гранта Президента России. Сегодня они специалисты комитета по образованию администрации Уватского муниципального района, и перед ними стоят новые задачи, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школах района.

Общий педагогический стаж нашей династии составляет 260 лет. Каждый из нас решил посвятить себя работе в сфере образования по велению души. Примером для нас служили любимые учителя, родные, посвятившие жизнь школе и делу воспитания молодого поколения.

Труд каждого представителя династии отмечен наградами различного достоинства. Но не это является главным, а то, что всех нас объединяет любовь к детям, понимание значимости учительского труда, умение не жалеть времени и сил, желание пробудить в каждом ученике стремление к знаниям и к воспитанию в себе высоких нравственных качеств, чтобы быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ.

Сегодня в школе учатся наши внуки. Возможно, кто-то из них будет продолжателем педагогической династии и посвятит себя нелегкому, но благородному труду педагога - учителя и воспитателя подрастающего поколения.

…И каждый час,

         и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная

                забота -

Кусочек сердца

        отдавать кому-то,

Такая, брат, у нас с тобой

                  работа…

З.Д. КОРЧЁМКИНА,

представитель старшего поколения педагогической династии