Медиакарта
10:12 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Игрок» за 26 дней

Сегодня исполняется 130 лет со дня смерти выдающегося русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского

Осенью прош-лого года (29 октября) в Тобольске был открыт замечательный памятник незабвенному Фёдору Михайловичу работы Михаила Переяславца – действительного члена Российской академии художеств, народного художника Российской Федерации, профессора кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова.

Несколько лет назад Тобольск посетил пожилой господин (75 лет) из Японии – профессор Токийского университета. Он страстный почитатель творчества Достоевского. Приехал в наш город по собственной инициативе с желанием увидеть своими глазами то, что полтора века назад видел в Тобольске в январские дни 1850 года его любимый писатель.

Японский учёный как профессионал хорошо представлял себе роль Тобольска в истории Российского государства. Любовь к Достоевскому привела его в бывшую столицу Сибири.

Во второй половине 1859 года, после 10 лет каторги и ссылки, Фёдор Михайлович вернулся в Петербург и занялся литературной деятельностью. Он с успехом выступал на студенческих вечерах, читал «Записки из Мёртвого дома». В глазах молодёжи писатель выглядел мучеником, жертвой царизма.

Осенью 1866 года Достоевский был в полном отчаянии. Ни о чём не мог думать, кроме кабального договора, заключённого с петербургским издателем Фёдором Стелловским, по которому должен был представить ему к 1 ноября 1866 года новый роман в 10 печатных листов. Если не успеет к указанному сроку, то Стелловский приобретает право на безвозмездное издание всех новых произведений автора на девять лет. Оставался ровно месяц, а не написано было ни строчки.

Достоевский в то время упорно работал над другим романом – «Преступление и наказание» для журнала «Русский вестник». Стелловский знал, что у писателя большие материальные трудности. Фёдор Михайлович взял на себя обязательство – погасить долги старшего брата, оставшиеся после его неожиданной смерти в июле 1864 года.

Деньги были огромные – 33000 рублей. Долги остались от прервавшейся издательской деятельности журналов «Время» и «Эпоха». А ещё надо было финансово поддержать большую семью брата. Всё это оказалось тяжёлой ношей для писателя.

1 октября 1866 года педагог и литератор Александр Петрович Милюков застал Достоевского очень взволнованным. Узнав от писателя суть происходящего, гость предложил для быстроты написания взять стенографиста. Милюков слышал о стенографических курсах Ольхина и решил туда обратиться за помощью.

Павел Матвеевич Ольхин был широко образованным человеком. В начале 1866 года он открыл бесплатные курсы стенографистов. Страстно любил русскую литературу. Преклонялся перед талантом Достоевского, с которым познакомился в книжном магазине своего отца – крупного петербургского книгопродавца. Ольхин знал о каторге и ссылке Достоевского. Очень тяжело это переживал. Был рад, когда всё это закончилось, и Фёдор Михайлович вновь оказался в Петербурге. Просьбу Милюкова помочь известному русскому писателю принял близко к сердцу и предложил эту работу лучшей ученице курса – Анне Сниткиной. Девушка не только слышала, но и очень любила произведения известного писателя. А получить у него работу считала для себя большой честью.

Передав адрес Достоевского – на углу Столярного переулка и Малой Мещанской, дом Алонкина, Павел Матвеевич предупредил Аню: «Он просит Вас прийти завтра к половине двенадцатого, не раньше, не позже, как он выразился...»

Она была счастлива, что станет работать у своего любимого писателя, но боялась, что придётся разговаривать с таким учёным и умным человеком. 4 октября 1866 года Анна Сниткина отправилась к Достоевскому.

Жил писатель вместе со своим пасынком Пашей Исаевым и преданной прислугой Федосьей. Обстановка квартиры была бедная. В кабинете висел портрет первой жены Достоевского – Марии Дмитриевны Исаевой, умершей два года назад. Странным показался Анне Григорьевне хозяин квартиры. Измученное, болезненное лицо, светло-каштановые, слегка даже рыжеватые волосы и совершенно разные глаза (во время приступа эпилепсии писатель, падая, наткнулся на острый предмет и сильно поранил правый глаз). Выглядел Фёдор Михайлович гораздо моложе, чем она себе представляла. Ему было 45 лет, ей – 20.

Достоевский вдруг сразу же заговорил о том, что у него эпилепсия и недавно был очередной припадок. Говорил он всё это за стаканом крепкого чая и беспрерывно куря. Был раздражён. Часто спрашивал, как её зовут и тут же забывал. Забыл и о её присутствии в комнате, когда начал диктовать пробный текст. Близость Достоевского заставляла Анна Григорьевну нервничать, но в процессе работы писатель начал понемногу успокаиваться. Эта русоволосая девушка всё больше его умиротворяла. Позже он предложил ей зайти к нему ещё раз вечером и пошутил, что он рад работать с девушкой-стенографисткой, которая в отличии от мужчины не запьёт, как он надеется.

В восемь часов вечера молодая стенографистка вновь пришла к Достоевскому с переписанными начисто листами. Она очень смущалась и сомневалась, сможет ли дальше работать с Фёдором Михайловичем.

Достоевский мучился, весь извёлся, понимая, что самое страшное в договоре со Стелловским – это потеря авторских прав на свои новые произведения. У него не было других источников дохода, он мог рассчитывать только на то, что зарабатывал своим собственным умом и пером. Без литературы не представлял своей жизни. Чтобы избежать долговой тюрьмы и нищеты, Достоевский решается на отчаянный шаг – писать одновременно два романа: один утром, а другой – вечером, чтобы поспеть к сроку сдачи.

В день прихода стенографистки до сдачи романа «Игрок» оставалось 26 дней. А он существовал лишь в черновых заметках и планах. Временно отложил «Преступление и наказание», предупредив редакцию «Русского вестника», что весь октябрь будет писать другое произведение. Теперь всю надежду он возлагал на свою помощницу Анну Григорьевну.

...Вечером подали чай. Фёдор Михайлович признался ей, что ему понравилось, как она держалась утром – серьёзно, почти сурово, не курила. И вообще, она не похожа на развязных нигилисток, которые своим поведением его раздражают. В стенографистке сочетались женственность, скромность и чувство достоинства. Тогда же он расспросил её о жизни, о родителях, почему она перестала заниматься естественными науками, о её пристрастиях и увлечениях. Анна Григорьевна серьёзно отвечала на вопросы писателя и не заметила, как ей стало легко и приятно общаться с Достоевским.

От Анны Григорьевны он узнал, что родилась она в 1846 году. Весной 1858 года закончила училище Святой Анны на Кирочной улице в Петербурге (сейчас это улица Салтыкова-Щедрина). Преподавание всех предметов велось там на немецком языке. Осенью того же года Аня поступила во второй класс Мариинской гимназии – первой женской в Петербурге. Окончив гимназию с серебряной медалью, она поступила на педагогические курсы, открытые в городе в 1863 году. Педагогические курсы девушка не закончила из-за тяжёлой болезни отца. Целые дни она проводила у его постели. Отец настоял на том, чтобы вечером, когда он засыпает, дочь посещала бесплатные курсы русской стенографии.

Сначала стенографические знаки никак не давались Ане Сниткиной. Думала, что никогда их не осилит. Но она дала слово отцу, что будет продолжать занятия. Анна Григорьевна не только осилила эту сложную науку, но и стала лучшей ученицей курсов. От матери, шведки, она унаследовала волевой хаарктер, чувство собственного достоинства и практичность.

Отец умер 28 апреля 1866 года. Материальное положение семьи ухудшилось. Вот тогда-то и пригодились стенографические навыки Анны Григорьевны, коренным образом изменившие её размеренную жизнь. Почувствовав в Анне благодарного слушателя, Достоевский доверчиво рассказал ей о казни петрашевцев на Семёновском плацу: ожидание казни, смертный саван, первые три петрашевца, уже привязанные к столбам, вот-вот – расстрел. Жить ему оставалось всего одну минуту. А как ему хотелось жить! И вдруг в последний миг – отмена смертного приговора. Новый приговор – четыре года каторги. Это был самый светлый, самый счастливый день в его жизни. После помилования он ходил по камере в Петропавловской крепости и всё время громко пел. Так он был рад жизни, строил планы на будущее.

Стенографистка сначала не поняла разительной перемены в поведении писателя. Ранее скрытный и угрюмый, он оказался очень добрым человеком, но страшно одиноким, нуждающимся в тепле и её участии.

Сострадание и жалость быстро переросли в любовь. Позже, за несколько месяцев до своей смерти, Анна Григорьевна призналась, что любила Достоевского ещё до встречи с ним. Да и он уже на следующий день был в страшном волнении, когда она опоздала на полчаса. Думал, что она уже не придёт. Может быть, в глубине своей души он уже чувствовал, что именно она, эта девушка, предназначена ему судьбой.

С 4 октября 1866 года они ежедневно работали по нескольку часов над романом «Игрок». По ночам он писал, а днём диктовал текст. Вечером Анна Григорьевна начисто переписывала стенограмму. На другой день Достоевский окончательно исправлял эти листы. Работа шла успешно. «Игрок» мог выйти к сроку.

Возмущённая бессовестным поведением Стелловского, Аня решила спасти Достоевского от разорения. По её просьбе они продлили стенографические сеансы, и ночи напролёт она переписывала. Фёдор Михайлович стал спокойнее и мягче. Он уже начал замечать черты её лица, называть своим любимым словом «голубчик». Внимательно выслушивал её замечания по поводу «Игрока».

В доме часто не было ни гроша. Ценные вещи были заложены в ломбард (китайские вазы, серебряные ложки). Но Достоевский считал, что после Семёновского плаца и каторги на это не стоит обращать внимания. Писатель спрашивал Анну Григорьевну, почему она не выходит замуж. Она сказала, что хочет выйти замуж по любви. «Непременно по любви, – горячо поддерживал он её, – для счастливого брака одного уважения недостаточно!»

29 октября роман «Игрок» в 10 печатных листов был закончен. Достоевский написал его за 26 дней, приложив гигантские усилия. Случай, невиданный в мировой литературе. Без Анны Григорьевны Сниткиной ему бы этого не сделать.

30 октября 1866 года писатель повёз рукопись в контору к издателю. Но того не оказалось в городе. Прознав, что Достоевский работает со стенографисткой и не дай Бог успеет к сроку, Стелловский уехал из Петербурга. А служащие в конторе отказались брать рукопись. Это была катастрофа! И опять Анна спасла Достоевского. Она уговорила свою мать выяснить правовую сторону вопроса у знакомого адвоката. За несколько часов до рокового срока Достоевский передал рукопись «Игрока» для издателя через пристава полицейской части, где проживал Стелловский, получив об этом расписку. Анна Сниткин была вознаграждена 50 рублями, как и было оговорено. 8 ноября 1866 года Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение стать его женой. Она согласилась. И любила его самозабвенно всю свою долгую жизнь.

14 лет брака были самыми счастливыми годами для обоих супругов, проживших всё это время в состоянии влюблённости.

Галина Кондакова Юрий Попов (фото)