Медиакарта
5:43 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

православие

09:40 | 09 марта 2010
Источник: Сельская новь

Пост - время покаяния

15 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до Пасхи. Принято считать, что пост заключается лишь в отказе от употребления в пищу ряда продуктов, но Церковь через богослужебные тексты и молитвы Поста напоминает о посте духовном – ограничении себя во всем без исключения.

Взгляд на скромную (т.е. – непостную) пищу как на что-то нечистое, способное осквернить постящегося христианина, является грубым суеверием и профанацией евангельского учения. К сожалению, и сегодня в среде верующих людей можно столкнуться с подобным отношением к телесному посту. Вот человек Великим Постом съел кусочек домашнего печенья или пирога, и вдруг выяснилось, что эта пища была приготовлена на молоке и яйцах, – и начинаются расстройства с переживаниями: “Ой, как же это я оскоромился! Теперь весь пост – насмарку”. Оскоромился – звучит почти как “осквернился”! Человеку кажется, что смысл поста лишь в том и заключен, чтобы питаться только овощами и готовить их исключительно на растительном масле. И даже случайно съеденный кусок скоромной пищи может, по его мнению, лишить пост некоего сакрального значения. На самом же деле никакой мистики в воздержании от пищи Церковь никогда не подразумевала. Отказ от мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения в православном понимании бесконечно далек от мусульманского страха перед “оскверняющей” свининой, и действительно в чем-то даже ближе к обыкновенной системе диетического питания. Но есть между постом и диетой существенная разница. Диета по медицинским показаниям обычно соблюдается человеком для исцеления телесных болезней. Цель христианского поста – исцеление болезней души. Христианин ограничивает себя в пище и ослабляет свое тело для того, чтобы увидеть в своей душе грехи и недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние. Оказывается, видеть свои грехи – не естественная способность человека, а дар Божий. И постятся христиане как раз для того, чтобы сделать себя способными к восприятию этого дара.

Но неужели без поста Бог не услышит человека? Разве Он испытывает нужду в том, чтобы люди ограничивали себя в пище? Конечно, нет! Пост нужен не Богу, а нам самим. Пост для человека – не более чем инструмент. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, возникает вопрос – а зачем он приобрел этот инструмент?

Пост может быть неугоден Господу, молитва не будет Им принята, зов к Богу останется без ответа, если наше благочестие не будет растворено любовью к окружающим нас людям. Деятельное выражение такой любви у христиан называется милостыней. И это не просто десятирублевка, брошенная в кружку нищего на церковной паперти. Милостыня заключается в том, чтобы участвовать в чужой беде, помогать тем, кому сейчас плохо, ущемлять себя ради других.

Хочется обратить внимание и на «рекламу» поста в средствах массовой информации. Огромное количество предлагаемых рецептов постных блюд превращает говение в услаждение и как-то даже не сразу приходит на ум, что пост – это жертва. Наша жертва Богу. И приятна она должна быть, конечно же, не нам, а Господу. Как об этом и поет Церковь в первый день Великого Поста в стихире на вечерней службе (откуда, собственно, и была бездумно выдернута фраза о “приятном посте”): “Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть, и благоприятный".

Сообщаем жителям с. Абатское и района, что 11-12 марта на базе районной библиотеки будет проходить выставка книг, приуроченная к «Дню православной книги», и связанная с появлением 1 марта 1564 года первой печатной книги на Руси – «АПОСТОЛ» Ивана Федорова. Приглашаем всех познакомиться с православными печатными изданиями, периодическими изданиями.

Д. Ядыкин, иерей церкви св. апостолов Петра и Павла