Медиакарта
7:54 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Древо нашей жизни

- Ловить там нечего, - каждый раз отвечала моя прабабушка на вопросы своей племянницы, тёти Люси, о том, откуда пошла наша фамилия. – Не найдёте там ни дворян, ни помещиков. Все простые крестьяне.

Но любознательная тётя Люся не отступала, и прабабка всё-таки сдалась: рассказала, что помнила о своей семье, о детстве. С этими невеликими данными и обратилась тётя Люся в Тобольский архив. Вот так, на основе отрывочных воспоминаний и скупых метрических данных появилось фамильное древо семьи Завьяловых.

Выяснить удалось немногое. Но мне известно, что я отношусь к шестому поколению этой семьи. Мои трижды прабабушка Евдокия и прадед Федот родились в середине 19-го века, примерно в 1852-м и 1853-м годах. У деда Федота были сёстры Матрёна и Анна и братья Корнил и Никифор.

К сожалению, архивных данных было очень мало, и достоверно удалось восстановить судьбу только одного из детей Евдокии и Федота – Якова Завьялова. Он родился в 1872 году в д. Смирновой Ярковского района. Там же создал семью. У него с супругой Анастасией Ксенофонтовной было семеро детей: три мальчика и четыре девочки (одна из них – моя прабабушка Федосия Яковлевна, по рассказам которой и составлялась эта родо-словная). Яков Завьялов держал крепкое по тем временам хозяйство, работал на земле. И, защищая его, участвовал в крестьянском бунте в 1930 году. За это он вместе с семьёй был сослан «из Сибири в Сибирь», в Уватский район, а реабилитирован уже посмертно, в 1993 году.

Из трёх братьев Завьяловых только один, Георгий, дожил до старости. Самый младший из мужчин в семье, он вместе с отцом отправился в ссылку. Рано начал трудиться: устроился в МТС д. Алымка простым рабочим и вскоре стал мастером. Высокий, статный, кудрявый красавец так и остался жить на уватской земле, женился, воспитал двух дочерей.

Гаврил Завьялов умер в армии от тифа в 21 год, а Григорий погиб в 1941-м в Ленинградской области во время Великой Отечественной войны. Тем не менее у Григория родились сын Анатолий и дочь Людмила, та самая тётя Люся, выучившаяся впоследствии на педагога и покинувшая родной дом.

У каждой из сестёр Завьяловых - Натальи, Федосии, Пелагеи, Ирины судьбы складывались по-разному.

Наталья, самая старшая из них, так и осталась на родной земле, в Ярковском районе, вышла замуж, родила двоих сыновей - Михаила и Алексея. Они, как и мать, всю жизнь прожили в деревне, ведя хозяйство. А вот их дети уже перебрались в города и лишь время от времени навещают родные края.

У моей прабабки Федосии мужа отняла Великая Отечественная война. Тоболяк Георгий Колмаков погиб в Польше, в 1944-ом. Бабушка осталась с двумя детьми на руках. Но, как и многие её ровесницы, не спасовала, не сдалась - растила дочку Нину и сына Володю. Не зря растила. Они оправдали её надежды: Нина по окончании Тобольского пединститута стала учительницей, а Владимир уехал работать физиком-ядерщиком за Урал.

Пелагея стала мамой трёх дочерей: Нины, Клавы и Веры. Но вскоре девочки лишились матери, которая умерла при родах в возрасте 34 лет. Какое-то время моя прабабушка помогала племянницам, пока они не начали жить самостоятельно и не разъехались по разным городам. Единственная из сестёр Завьяловых, кто получил образование, - Ирина. Многие годы она работала учителем начальных классов в Сумкино, а потом и в Архангельске, куда переехала с мужем. Ирина всегда была строгой и собранной, как и полагается педагогу. Бабушка Ира стала одной из долгожителей в нашей семье, перешагнув 90-летний «рубеж».

…. Их дети давно уже стали бабушками и дедушками, да и правнуки уже на подходе. Сразу в нескольких молодых семьях (у моих многоюродных братьев и сестёр) в этом году появятся малыши. Они будут представлять седьмое поколение нашей фамилии.

Древо рода Завьяловых разрослось, раскинулось по всей нашей огромной стране от Архангельска до Иркутска, от Астрахани до Ханты-Мансийска, появились росточки даже в далёкой Италии.

Сейчас родственникам гораздо проще найти друг друга. К нашим услугам – самые разнообразные средства связи: и по телефону, и через Интернет. Но и потеряться стало легче: при всей суете и скорости современной жизни остаётся так мало времени даже на самых близких людей. Но я надеюсь, что мы всё-таки не упустим друг друга из виду, а наши дети когда-нибудь обязательно по достоинству оценят подарок, сделанный когда-то их неугомонной родственницей, и будут бережно хранить наше фамильное древо.

Наталья КОЛМАКОВА