Медиакарта
16:32 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Берендеевы. Кто мы?

Изучение родословия – это изучение своего прошлого, исследование того, как и чем жили наши ушедшие предки. Познание исторических корней, на мой взгляд, - это великая необходимость для каждого человека.

Помню, в далёком детстве мой отец Фёдор Яковлевич Берендеев рассказывал за чашкой сладкого чая о своей жизни, о детских годах, проведённых на родине – в деревне Берендеевой. А когда начинал вспоминать об участии в Великой Отечественной войне, у него на глаза накатывались слёзы. Особенно нравилась ему песня «Белоруссия» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Хороший он был рассказчик, заслушивался я, старался запомнить, о чём говорил отец. Да только не записывал его рассказы, и получилось, что многое осталось забытым. То, что помню, решил увековечить на бумаге.

Прежде всего, у меня возник интерес к слову «берендеи». В этимологическом словаре М. Фасмера отмечено, что «…берендеи – тюркское кочевое племя в южной Руси, в 1097 г., заключившее союз с печенегами, в 1105 г. побеждённое половцами и исчезнувшее в XIII в.». Если быть точным, то с конца XI в. берендеи с согласия киевских князей обосновались на Киевщине (преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси) с обязанностью принимать участие в зарубежных походах. Этот народ отличался от обычных наёмников особой жестокостью по отношению к степным соплеменникам. Их, не выдерживавших столкновений в «Диком» поле, перешедших на сторону русских князей и ставших их федератами (данниками), печенеги и половцы прозвали «берiyдi», что могло быть в значении предавшиеся, отдавшие себя, посвятившие себя. Отсюда в русских летописях пошло слово «берендеи».

Наряду с торками и другими племенами они упоминаются в летописях также под названием «чёрные клобуки». В XII в. часть берендеев переселилась из южнорусских степей Киевского княжества во Владимирское, в район Переславля-Залесского. Они состояли на службе у князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других, зачастую составляя отборные войска. В XIII в., во время монголо-татарского нашествия, берендеи частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично ушли в Болгарию. Однако с исчезновением этого народа название (этноним) его сохранился у части русских людей, проживавших в районе Переславля-Залесского, как я предполагаю, не имевших к этому народу никакого отношения. С началом освоения новых территорий русские люди кто пешком, кто на лошадях потянулись по пыльным дорогам за Урал, неся и везя с собой весь имевшийся недорогой скарб. Толкали их на это крепостнические отношения в Европейской России.… Оказавшись в Сибири, южнее вновь образованного Тобольска, русский поселенец Ивашка Пермитин Берендей с 1622 г. стал обживать новые земли на небольшом притоке Иртыша – речке Кундуске…

Занятие родословием я начал со своего отца Фёдора Яковлевича Берендеева, для чего использовал метрические книги. Эти документы ведут начало с 1718 г., с указа Петра Первого. Священнослужителям в храмах дозволялось регистрировать в них рождения и крещения младенцев, браки молодожёнов, смерти. В метриках за 1913 г. по Тобольскому уезду в приходе Преображенской церкви села Преображенского удалось обнаружить запись «…о рождении 14 февраля и крещении 17 февраля новорождённого Феодора. Родители его: крестьянин Иаков Димитриев Берендеев и законная жена его Анна Иоаннова, оба православные…».

Ещё одной находкой стала запись «…о рождении 28 сентября и крещении 1 октября 1910 года…» в той же церкви старшей сестры моего отца Пелагеи. Так я сделал вывод, что мои предки – государственные крестьяне, которые крестили младенцев, венчались и отпевали усопших родственников в Преображенской церкви.

Следующим шагом было установление имени и отчества отца деда Иакова (Якова) Димитриевича Берендеева. В этом мне помогла Всероссийская перепись населения, состоявшаяся 28 января 1897 г. Там я обнаружил запись по одному из дворов д. Берендеевой, где написано, что «…Берендеев Дмитрий Васильевич – 44 года, хозяин; жена – Татьяна Афанасьевна – 42 года. У них дети: Пётр – 21 год, солдат; Яков – 19 лет, земледелец при родителях (мой родной дедушка – прим. автора); Михаил – 12 лет; Андрей – 7 лет; Прокопий – 4 года; Евфимий – 2 года; Акулина – 9 лет…».

В ходе дальнейших поисков обнаружил запись в метрической книге за 1899 г. о том, что 17 июня у Берендеевых Дмитрия Васильевича и Татьяны Афанасьевны родилась дочь Анна. Затем мне удалось найти записи по метрическим книгам, согласно которым у моих прадедушки и прабабушки были старшие дети: Анна, Павел, Аполлинария. Все трое умерли в 1883 г. За полтора месяца – три ребёнка!

Затем поиски продолжились по ревизским сказкам – документам, отражавшим результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII – 1-й половине XIX вв. в каждом населённом пункте с целью подушного его налогового обложения. Согласно им Василий Павлович, отец моего прадеда Димитрия Васильевича, родился 25 (26) октября 1853 г. В метрических книгах за вторую половину XVIII в. я выяснил, что один из моих прямых предков – Семён Михайлович – умер в 1700 году в возрасте 79 лет.

Приблизила меня к заветной цели по изучению родо-словной переписная книга Льва Поскочина за 7189, 7190 и 7191 гг. (соответственно 1681, 1682 и 1683 гг.), где я выяснил имя дедушки братьев Павла, Григория и Михаила Ивановичей Берендеевых. Здесь сказано, что в одном из четырёх дворов, имевшихся в д. Берендеевой, проживал «…Ивашко Кирилов Берендеев большой… У него дети Пашко Гришка Мишка…». Таким образом, становилось понятным, что у Ивана Берендеева отца звали Кириллом.

Как стало известно ранее, старший из сыновей Ивана, Павел, родился, предположительно, в 1660 г. Отсюда следует, что Иван Берендеев мог родиться, примерно, в начале 1640-х гг. А в 1623 г. в семье основателя Беренде-евой Ивашки Пермитина Берендея было два сына - Дениско и Ивашка. Таким образом, предполагаю, что Кирилл был младшим братом последних и моим прямым предком, родившимся после «дозора» 1623 г.

Однако в документах того периода обнаружился интересный факт. В списке оброчных крестьян по Тобольскому уезду за 1637 г. значился Кирилка Берендеев, что может быть истолковано в значении как числившийся в составе крестьян, нёсших государственные подати. А отсюда следует, что Кирилка Берендеев мог иметь от роду 18 – 20 лет и более. Значит, был совершеннолетним и мог родиться не позднее 1619 г., до «дозора» 1623 г. Тогда можно предположить, что отец Кирилла, Ивашка Пермитин Берендей, просто утаил от переписывавших крестьян чиновников факт существования младшего сына по причине нежелания нести государственные повинности в казну.

Таким образом, Кирилл Берендеев рождён был в Европейской России и привезён в Сибирь со старшими братьями. А первым родившимся в Сибири моим прямым предком был сын Кирилла - Ивашко Берендеев большой.

(Продолжение следует)