Медиакарта
4:16 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Когда образа оживают

Когда образа оживают
15:55 | 09 февраля 2011

Старейший Сибирский театр на «Вифлеемской звезде»

Как-то обыденно стала в последние годы звучать фраза: «Артисты Тобольского театра вернулись из Москвы с фестиваля». Привыкаем уже к столичным выездам нашей труппы. И зрители Тюмени, Питера и Москвы тоже привыкают, принимая тоболяков, как родных.

Вывозили вновь «Рождественскую историю» – самый фестивальный на нынешний день наш спектакль. Постановка Петра Васильева (сценография и куклы Алевтины Торик) принимала участие в фестивале «Вифлеемская звезда», который является частью Международных рождественских образовательных чтений.

На этот раз тобольские артисты осваивали сценическую площадку по знаковому для гурманов от театра адресу – Сретенка, 19/27. Там, близ станции метро «Сухаревская», расположен театр «Школа драматического искусства». Тот самый, что основан в 1987 году Анатолием Васильевым (эпитеты: легендарный, культовый, великий – подставьте сами).

Человек, задумавший, создавший и построивший свою знаменитую «Школу…», не сумел (не захотел) найти общего языка с московским чиновничеством и в 2007 году уехал из страны. Театральная Россия лишилась ещё одного гения. Васильев уехал, но театр его остался. И там, на Сретенке, продолжают воплощать в жизнь концепцию мастера – театр как высшая школа актёрского мастерства; театр – новые технологии, новый художественный стиль; театр, развивающий лучшие традиции русской сцены и открывающий при этом новые пути.

Вполне вписывается в эту концепцию и Рождественский фестиваль. С 24 по 27 января в «Школе драматического искусства» прошли вечер кино (мультипликация, художественное, документальное) и программа Рождественских вертепов, круглые столы и чтения, показывались драматические спектакли, звучали духовные песнопения, экспонировались фотографии храмов.

Но пора передать слово непосредственным участникам событий. Попросим их рассказать о том, что произвело на них самое яркое впечатление.

Наталия Пономарёва: «В «Школе …» мы сыграли два спектакля. Первый был назначен на семь вечера, а до нас должно было пройти другое представление – непрофессиональный, фактически домашний театр (батюшка со своими чадами и домочадцами).

Этот процесс несколько затянулся. Вместо обещанного получасового спектак-ля батюшка затеял действо почти на час и потом ещё с гордостью показывал зрителям устройство своего вертепа и кукол. А мы-то распелись заранее и пока ждали, уже остывать начали.

Наш черёд пришёл уже в девятом часу. И здесь откуда ни возьмись вдруг такая энергия появилась. Смотрю, а у ребят тоже глаза просто сияют. Отыграли на одном дыхании – легко, с контролируемой инерцией. Аплодисменты. Кланяемся, уходим. А зрители хлопают. Выходим, кланяемся, уходим. А они всё не умолкают. Выходим. И так четыре раза.

«Рождественскую…» всюду хорошо принимают, но такого у нас ещё не было».

Игорь Колдачёв: «Меня поразил сам театр – его необычное устройство, содержательная архитектура. Анатолий Васильев участвовал в разработке проекта и построил театр своей мечты. Его сравнивают с городом – это здание. Сцены «Манеж», «Глобус». «Тау-зал», в котором выступали мы. Репетиционные залы, помещение для тренинга, танцевальный и музыкальный классы. Всё устроено авангардно, но очень грамотно, всё связано между собой, всё многофункционально.

В зале «Манеж» зрительские места можно трансформировать как угодно – от «японской сцены», где зрители не отделяются от актёров, до классического итальянского варианта. При нас прямо по центру зрительного зала монтировали рельсовый путь – что-то большое в очередной постановке будет там ездить.

«Глобус» накрыт стеклянным куполом – в постановках возможно использование естественного освещения. Этот зал по устройству напоминает Шекспировский театр-Глобус. Та же трёх-ярусная галерея для зрителей, но вот планшет сцены может целиком уходить в трюм – такого во времена Шекспира, конечно, не было».

Евгений Пономарёв: «А меня очень порадовало то, что фестиваль «Вифлеемская звезда» 2011 года стал свое-образными «днями Тобольска в Москве».

Судите сами – 25 и 26 января Тобольский театр играл «Рождественскую историю».

Утром 26-го в «Седьмой студии» театра «Школа современной драматургии» начались «Филофеевские чтения», посвящённые святителю Филофею Лещинскому (в схиме Феодору) – митрополиту Сибирскому и Тобольскому, известному не только просветительской и миссионерской деятельностью, но и тем, что он зачинал в Сибири, в Тобольске, театральное дело.

И, наконец, всё время пока проходил фестиваль, стены фойе и студий украшала выставка фотографий Аркадия Елфимова, на которых запечатлены храмы и монастыри нашего города».

Сергей Радченко: «Разделяю всё сказанное актёрами. И ещё, пожалуй, одно из ярких впечатлений – зрительская аудитория, мнения об увиденном.

А публика, надо сказать, подобралась высокопрофессиональная. Рад, что вертепное действо высоко оценили театроведы Александр Вислов, Евгения Розанова, Ирина Мягкова. Всего на несколько дней из Франции прилетели в Москву и нашли время придти на «Рождественскую историю» писатель и переводчик, театральный деятель Жерар Конье, актриса Ирина Вавилова, знакомые тоболякам по гастролям театра «Космос Колей». Наше представление им очень понравилось.

Особо ждал мнения Ирины Уваровой, театрального художника, не только тео-ретика, исследователя театра кукол, но и постановщика многих спектаклей. При её личном участии началось возрождение вертепов в России. Ирина Павловна нашла особые слова благодарности тобольским актерам и отдельно – куклам. Приятно, что зрители, посмотревшие спектакль, рекомендовали его своим знакомым, сами приходили на второй показ, приводили друзей, просили разрешения на съемку. Много добрых слов было сказано в адрес режиссёра и художника «Рождественской истории», актёров.

А один отзыв запал в душу: наше вертепное действо сравнили с ожившей иконой. Сложно к этому что-либо добавить. В одном уверен – продолжение следует. В адрес театра поступили конкретные предложения, и, значит, будут новые гастроли».

Реплика автора. Вот так. Ожившая икона. И, думаю, многие из числа видевших «Рождественскую историю» с этим согласятся.

Занавес.

Дмитрий Карасиер