Медиакарта
9:07 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Наука скорости на льду

На тюменском ипподроме состоялось соревнование по зимним трековым гонкам, которое является финальным этапом чемпионата России в зачетной группе «А-1600». Это самое значимое событие года в жизни городского автоспорта.

Соревнования по зимним трековым гонкам проводятся в Тюмени с 2000 года. Традиционно в них участвуют сильнейшие гонщики России. В этом году в трековых гонках примут участие около 25 участников из Ижевска, Казани, Набережных челнов, Кургана, Красноярска, Екатеринбурга, Омска и других городов России.

Представьте себе скользкую ледяную дорогу, отшлифованную до такой степени, что не поскользнуться на ней крайне сложно. Именно такие дороги используются для одних из самых быстрых зимних гонок на машинах.

Автомобильные трековые (ипподромные) гонки по льду — исконно русский вид автомобильных гонок. Впервые такие соревнования про-шли в 1966 году, и подобное зрелище мало где можно увидеть по всему миру! Ширина русского трека допускает красивые обгоны на любом его участке. Профилированные повороты позволяют вести машину на запредельно высоких скоростях, экспериментировать с траекториями.

Сложно представить, что на скорости за 180 км/ч можно вести машину по льду, да еще так виртуозно! Но те, кто видел эти гонки, уже не сомневается. Бескомпромиссная контактная борьба, всегда непредсказуемая интрига развития гонки — все это подвергает настоящим адреналиновым атакам не только самих участников, но и зрителей. Проносящиеся перед трибунами машины с диким ревом в клубах снежной пыли вызывают бурные эмоции у болельщиков.

Русские трековые гонки проводятся на уникальном покрытии. Лед, залитый поверх утрамбованного копытами лошадей снега, получается бугристым: в меру скользкий, он в то же время неплохо держит машину. Такое покрытие позволяет развивать очень высокие скорости, но воспроизвести его вне работающего в обычном режиме ипподрома практически невозможно. В Тюмени длина трассы составила 1100 м. На трассе одновременно участвовало по шесть участников.

Трековые машины – это тоже целая наука. Автомобиль проходит полную переделку: облегчается и укрепляется кузов, утяжеляется передняя часть. В готовой машине только одно сиденье. Настройка машины для ипподромных гонок имеет огромное значение. Правильная развесовка даст преимущества на старте и вообще при управлении машиной. Колеса машин усовершенствованы стальными шипами длинной 1,5 мм, которые дают хорошее сцепление со льдом, при этом не разрушая покрытия.

Но такой автомобиль абсолютно ничего не представляет собой без опытного гонщика, который способен за считанные доли секунды определить место с лучшим сцеп-лением на дороге, ведь даже если покрытие трека специально залито льдом под гонки на шипах — оно неоднородно. На любом скользком участке есть менее скользкие места. Если вдруг на прямой кто-то резко вырывается вперед, то это совсем не значит, что у машины мощный мотор — просто пилот хорошо исследовал трассу. К тому же на скорости более 100 км/ч водителю важно помнить и о балансе автомобиля в вираже, и о правильном торможении, и о многом другом.

Честь Тюмени представлял мастер спорта Денис Саликов, который занимает лидирующее положение в чемпионате по результатам прошедших этапов и является победителем сезона в этом виде спорта по результатам 2009 года.

Второй командой из Тюмени стал экипаж ТНК-BP, который был представлен спортсменом Сергеем Загуменновым.

Лидер определялся по общей сумме очков за шесть заездов. Победителем в шестом этапе чемпионата России стал Станислав Садовников из Нижнего Тагила, второе место занял Михаил Грачев из Омска, а замкнул тройку призеров Алексей Береженцев из Кургана. Победители и призеры получили медали, дипломы и денежные призы, а зрители огромную порцию адреналина. Тюменский этап чемпионата был финальным, и теперь после отсмотра записей заездов и подсчета очков в общем зачете будет определен победитель российского масштаба. Тюменский спортсмен Денис Саликов имеет огромные шансы на победу – осталось только дождаться результатов!

Автор Михаил ЧЕРНОВ Автор фото Ярославна Чернова