«Человеку надо проснуться»
Имя: Михаил Чащин
Образование: ТюмГУ
Деятельность: преподаватель по йоге, организатор этнических мероприятий и фестивалей, музыкант
Этот человек больше известен как Мурари Харидас. Его можно встретить на различных этнических, индийских и кришнаитских мероприятиях, на занятии по йоге в качестве преподавателя и играющим на сцене на барабанах. Мы ожидали увидеть Мурари с барабаном наперевес или хотя бы в традиционном индийском костюме, но познакомились с новым Мурари – Михаилом Чащиным. Без костюма и барабана. Но разговор все равно вышел увлекательным и необычным.
- Мурари – что-то вроде псевдонима?
Мурари Харидас – духовное имя в вайшнавской традиции. Я получил его во время посвящения. Обычно его не принято разглашать... Друзья называют меня Мурари, родители – по-старому.
Вы не хотите говорить о специальности, на которой учились. Зачем же поступали: не осознавали, кем являетесь на самом деле?
Абсолютно! Был глух и слеп. Я закончил ТюмГУ, но считаю, что впустую провел эти годы. Я нигде не упоминаю о том, где я учился. Никогда не работал по той специальности и не буду. Меня просто отдали туда родители. Никто не прислушивался к позывам моего сердца, да я и сам их не знал.
- И к чему Вы пришли сейчас?
Я занимаюсь организацией этнических мероприятий. Я чувствую, что такова моя природа – я исследую. За плечами у меня три Фестиваля этнических культур «Небо и Земля». Первый фестиваль прошел в декабре 2007 года, второй – летом 2008 года, последний состоялся в июне этого года. Каждый фестиваль должен быть уникальным и давать зрителю что-то новое. Достаточно давно я занимаюсь йогой. А год назад мне сказали друзья: «Иди и преподавай». Сначала я просто заменял одного из тренеров, а потом стал преподавать сам. Еще я музыкант. В течение последних двух лет мы организовали коллектив этнической перкуссии барабанов. В понятие перкуссии входят самые различные шумовые инструменты: барабаны, басы, шейкеры... Эта тема – барабаны и этническая музыка – новая для Тюмени. Потому постоянный спрос, везде приглашают играть. Такая востребованность показывает, что мы интересны людям.
- Почему Вы выбрали именно такое направление в музыке?
Этнические инструменты тем интересны, что они достаточно просты. Не нужно заканчивать консерваторию, чтобы играть на них. Человек должен просто ощущать ритм, вибрацию. Главное – не то, что называется классическим слухом, важнее чувство ритма. Это чувство может развиваться. Оно так же естественно для человека, как и танец. Я думаю, у каждого в сердце звучит музыка. Каждый хочет быть музыкантом, уметь на чем-то играть. Сейчас в людях очень мало творчества. Творческий канал закрыт. Часто это происходит оттого, что человек находится под влиянием современной цивилизации, много смотрит телевизор. Лишняя информация перекрывает творческий канал. Интернет это делает иногда еще в большей степени. Но разумный человек сейчас фильтрует информацию. Наверное, каждый хочет быть творческим: не только постоянно что-то воспринимать, складывать все образы, звуки в бездонную яму. Можно бесконечно этим заниматься. Но человек хочет трансформировать то, что он получил, перерабатывать и передавать кому-то еще. Это и называется творчеством. Вот и я все обобщаю, перерабатываю и подаю как сливки того, что я понял.
- Что повлияло на вас, стало толчком в изменении?
Индейцы. Они с самого детства мне очень близки, я их люблю. Индеец независим, живет очень просто. Это из Джеймса Фенимора Купера, Жюля Верна, Крапивина... Позже, наверное, рок-музыка шестидесятых-семидесятых. Всякие шаманские писатели. То есть, индейцы во всех проявлениях. Ну и, конечно, духовность разных традиций мира. Например, духовность индийской культуры. Мне это всегда было очень интересно. Я был в Индии один раз – в составе группы, которая совершала паломничество по нескольким древнейшим святым местам. Это длилось полтора месяца. Мы очень хорошо ощутили дух и атмосферу настоящей, нетуристической Индии. Благодаря проводникам, которые не просто были гидами – с нами были знающие люди со всех стран мира. Духовность Индии давно вышла за ее пределы, этой страной заинтересовались люди всех континентов, стран, культур и традиций.
- То есть, нельзя сказать, что во время харинамы* вы приносите в Тюмень кусочек Индии?
Когда мы идем и поем, мы приносим атмосферу духовного мира. Она также не имеет отношения к так называемой Индии. Атмосфера духовного мира означает, что каждый счастлив, каждый может петь и танцевать, каждый свободен, может проявлять себя и делиться чем-то прекрасным с другими... Мы находимся в определенном уснувшем состоянии, когда качества души не проявлены. Мы спим и видим сны. Человеку надо проснуться. И когда он проснется, его ожидают гармония, спокойствие, счастье, где он хочет петь или танцевать.
- А как это сделать – проснуться?
Простейшая физиологическая йога. Человек не просто овладеет какими-то навыками, сбросит вес, станет здоровее. Главное, что он успокоится, выйдет из состояния стресса. Девяносто процентов людей живут в состоянии стресса или депрессии. А после йоги жизненный тонус человека повышается, он становится более активным, энергичным, чувствительным к людям, осознанным, концентрированным. В состоянии спокойного ума человеку свойственно задумываться о чем-то глубоком, концентрироваться на каких-то целях, наконец. Не надо куда-то бежать, можно замереть и что-то понять. Во взбалмошном состоянии, состоянии страсти, вихря для человека очень многое закрыто. А в таком умиротворенном состоянии человеку все открыто.
- Как долго длится такое состояние покоя?
Одну тренировку. В конце любой тренировки Вы сможете это ощутить.
- И это состояние никак нельзя удержать?
Если только на час. А вообще, что такое йога? Йога означает связь. Я, как душа, обретаю связь с высшей душой, которая в сердце. Есть йоги, которые выполняют всю жизнь одну асану: например, сидят в позе лотоса или стоят на одной ноге. Но даже это не обязательно. Есть сотни способов ощущать связь и оставаться в состоянии йоги. Способов очень много. Начните искать – и найдете.
- Ту йогу, что Вы преподаете – хатха-йогу – называют самой простой. Что Вы об этом думаете?
В хатха-йоге тоже есть множество нюансов. Обучаться ей можно и нужно. Развитие человека в этом мире очень постепенно. Человеку можно принести торт и сказать: «Очень вкусный! Съешь весь». Но человек может осилить только два кусочка, хотя торт очень вкусный. Путь развития тоже очень вкусный, очень радостный, но невозможно человеку впихнуть сразу же много. Надо еще самому многое понять, чтобы передать это. А изменения могут произойти даже от одного занятия по хатха-йоге. Человек приходит с накопившимися головными болями, а к концу занятия становится умиротворенным, полным энергии. В йоге нет огромных спортзалов, потока производства, рекордов, внешних результатов. В йоге есть приятное ощущения, что проделана хорошая работа. Может быть, твой результат сегодня – миллиметр, а ты этим будешь полностью доволен. Главное тут – талант преподавателя. Он должен быть соединен с преемственностью традиций. Знания непрерывно и без искажений передаются от учителя к ученику. Эта цепь не прерывается, и ученик ничего не додумывает, не привносит никакой «отсебятины». И ученику, который действует безупречно, приходят силы всех людей этой цепи учителей и учеников. В йоге есть много ответвлений: кто-то начинает преподавать фитнес-йогу, пауэр-йогу, стретч-йогу... Это просто упражнения, которые имитируют йогу лишь внешне.
- Известны случаи, когда люди уходят в йогу и абстрагируются от реальной жизни. Как этого избежать и надо ли избегать?
Раньше я размышлял на тему эскапизма... Эскапизм – уход в свой мир. Очень древний термин. Я услышал это слово, когда познакомился с творчеством «The Beatles». Бывает, что человек становится богатым, окружает себя прекрасными автомобилями, строит огромный дом... и снимает в нем фильм про желтую подводную лодку. Это и есть эскапизм. Такой человек может быть очень далек от бедности, бед, страданий. В конечном итоге, человек должен жить гармонично, выполнять свой долг, свои обязательства перед этим миром. И каждый знает, в чем его долг. Если ты отец – будь отцом, если ты стал учиться – учись, устроился работать – работай. Взялся за что-то – выполняй. А то, чем ты занимаешься в свободное от долга время – это твое личное дело, это никого не должно трогать. Тут ты можешь быть полным эскапистом. Человек может оставаться социально активным, а его жизнь при этом со стороны может казаться очень необычной. И люди будут говорить про него: «Он ушел в йогу». Но, может, эти люди сами не могут расстаться с примитивными дурными привычками?...
- Ведическая культура и йога тесно сопряжены с вегетарианством. А есть ли польза от йоги, если при этом есть мясо?
Есть невежественная пища, а есть благостная. Благостная пища способствует тому, чтобы сознание человека возвышалось, развивалось. Все, что мы съедаем, очень тесно связано с нашим сознанием и восприятием. Йога не делит мир полярно, она говорит нам: «Делай выбор сам». Все зависит от целей, которые ставит перед собой человек, занимаясь йогой. Если он хочет только похудеть, улучшить фигуру – может есть что угодно. Кстати, ведическая культура не приписывает человеку тяжелой, сложной диеты или отказа от всего вкусного. Ты можешь наслаждаться пищей, в которой обязательно должны присутствовать все грани: сладкая, соленая, кислая, горькая, острая, холодная, горячая. Все должно быть приготовлено с любовью, красиво сервировано и отведано в хорошей атмосфере. Человеку предписывается наслаждаться хорошей благостной пищей и умерщвлять ею свой пыл, делиться пищей. Но все должно быть в меру. Если человек заболел идеей сыроедения, то ему нечем будет делиться с людьми. Только своим аскетизмом непрошибаемым.
- А Вы сами аскетичны по натуре?
Нет, я живу как самый настоящий гедонист!
- Например? Ходите по клубам?
Нет, наслаждаюсь гораздо более изощренно. Занимаюсь спортом, езжу по городу на велосипеде, посещаю фестивали, играю музыку. Нет ничего в этом мире прекраснее, чем ощущение, что ты находишься внутри музыки. Это состояние транса и самая большая эйфория.
- Это можно назвать уходом от реальности в той или иной степени?
Никто до конца не знает, что такое реальность. Вообще, существуют разные пласты реальности. У человека есть энергетические центры: семь чакр. Они символизируют различные уровни сознания. Для кого-то реальность очень проста и примитивна. Он живет на уровне нижних чакр. Занимается простым физическим выживанием, обеспокоен сексуальной жизнью, зарабатыванием денег. Но есть более высокие пласты: творческая реальность, реальность любви, реальность просветления или интуиция... Приведу в пример одну историю. Вокруг сцены, на которой танцевала обнаженная девушка, собрались люди. На танцовщицу смотрел простой рабочий мужчина и видел в ней объект вожделения. Йог видел в девушке потоки энергии, смотрел на нее как на энергетический сгусток. Святой видел в ней просто душу. А голодная собака видела в танцовщице лишь кусок мяса. И где реальность?...
- Какое значение для Вас имеют деньги?
Я опять обращусь к тому, что об этом говорит ведическая философия... На это некоторые люди скажут: «Нет своего мнения?». Но мне не кажется, что высказывание моего собственного мнения для кого-то имеет хоть какое-то значение. Я ничего не добился в этой жизни. Например, как Генри Форд, любое слово которого можно было записывать в афоризмы... Так вот, о деньгах говорится очень просто: если человек выполняет свою, а не чужую деятельность в этой жизни, то к нему естественным образом приходит достаток, необходимый для него. И в этом достатке человек должен найти умиротворение и спокойствие. Не к деньгам стремиться, не к повышению благосостояния, а к тому, чтобы видеть, где именно его деятельность, данная судьбой.
- Но многие ли это видят и довольствуются тем, что есть?
Таких людей сейчас все больше и больше. Сейчас позитивное время для таких людей. Они тянутся к свету, а не к деньгам; к тому, чтобы полезной свою жизнь сделать.
- Почему таких людей все больше?
Известно, что сейчас такой век, когда в геометрической прогрессии увеличивается влияние мрачных сил на сознание людей, и с такой же скоростью увеличиваются позитивные проявления. Мир быстро поляризируется. Специально приходят на Землю души, рождаются люди, которые хотят сделать жизнь полезной. Не просто оттрубить на заводе, а чтобы что-то привнести в мир.