Свыше двухсот жителей Тюменского района, проживающих в семьях или в
специализированных учреждениях, являются недееспособными. Предлагаем
вашему вниманию разговор корреспондента с главным специалистом отдела
опеки и попечительства администрации Тюменского района Алёной Ченской о
некоторых нормах законодательства в отношении этой категории граждан и
отчётности опекунов.
-
Алёна Юрьевна, что является основанием для признания человека
недееспособным?
-
В соответствии с гражданским процессуальным законодательством признать
человека недееспособным может только суд. Заявление в судебную инстанцию
может быть подано членами семьи этого лица, близкими родственниками,
органом опеки и попечительства, психиатрическим или психоневрологическим
учреждением. Суд может удовлетворить это заявление, если придёт к
выводу, что вследствие психического расстройства гражданин не может
понимать значения своих действий или руководить ими. После установления
факта недееспособности над ним устанавливают опеку. Так, опекунами 63
недееспособных жителей района выступают их родственники. Эти подопечные
живут в семьях опекунов. 141 человек, а это также совершеннолетние и
несовершеннолетние граждане, находятся в специализированных учреждениях
в Винзилях и Успенке. Роль коллективного опекуна в данном случае
выполняет лечебное учреждение.
-
Кто назначает и контролирует деятельность опекунов?
-
Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является
основанием для назначения ему органом опеки и попечительства опекуна.
Подбор кандидата, учёт опекунов и их подготовку также осуществляют
специалисты органа опеки. Следует отметить, что в соответствии с
последними требованиями закона увеличен пакет документов, которые
гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки
и попечительства. Их десять: заявление, справка с места работы с
указанием должности и дохода (для пенсионеров - копия пенсионного
удостоверения и справка пенсионного фонда), документ на право
собственности на жильё или выписка из домовой книги, справка об
отсутствии судимости, медицинское заключение о состоянии здоровья,
письменное согласие совершеннолетних членов семьи будущего опекуна,
копия свидетельства о браке, справка о соответствии жилого помещения
санитарным и техническим нормам, документ о прохождении подготовки к
исполнению обязанностей опекуна и автобиография.
Органы опеки осуществляют и надзор за деятельностью опекунов и
попечителей. Надзор включает проверку условий жизни подопечных,
соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов
подопечных, обеспечения сохранности их имущества. Кстати, подопечные,
признанные недееспособными, также вправе обжаловать в орган опеки и
попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.
-
Одна из обязанностей опекуна - письменный отчёт об использовании
имущества подопечного. Есть ли изменения в его форме и сроках подачи?
-
В ноябре прошлого года постановлением правительства РФ принята
специальная форма ежегодного отчёта опекуна. Раньше отчитываться нужно
было тоже раз в год, но в произвольной форме. Отчёт по вновь
установленной форме требует указания всех видов имущества
недееспособного гражданина (недвижимость, земля, транспортные средства,
ценные бумаги, денежные средства), а также сведений о сделках с
имуществом, всех видах дохода и расходов с приложением платёжных
документов (счетов, товарных, кассовых чеков и пр.). Утверждает отчёт
руководитель органа опеки, этот документ затем хранится в личном деле
опекаемого. В любое время опекуны могут позвонить специалистам нашего
отдела и получить все необходимые разъяснения, а также бланки отчётов.
Беседовала Полина СИБИРЦЕВА.