Сегодня предпринимательство стало неотъемлемой частью жизни для многих селян. Аграрный сектор экономики является особым сегментом рынка. Успех в этой сфере в немалой степени зависит от качества управления, инициативы, желания развиваться. Да и понятие «агробизнес» всё больше заменяет прежнее «сельское хозяйство». Судя по тому, как продвигаются дела на сельскохозяйственном поприще, майские индивидуальные предприниматели А.А.Мицкевич и А.Г.Сажин «сушить вёсла» в оффшорах явно не собираются. Их агробизнес создан с очевидными перспективами окупаемости, да и за годы работы удалось уже накопить определённый запас прочности. Продажа молока и мяса является основной статьёй доходов налаженного производства. На имеющейся мини-ферме содержится сейчас 25 бурёнок. В прошлом году из-за сильнейшей засухи «угорели» травы на немалой части естественных угодий. Созданное в период страды звено смогло заготовить требуемые объёмы кормов для нужд животноводческой отрасли. В результате чего всё дойное поголовье на предприятии было сохранено, что вдвойне важно.
– Запасов сена хватит нам на весь зимнестойловый период. Излишки заготовленных грубых кормов осенью реализовали в Лопазном, часть выгодно продали в Исилькульском районе Омской области, – рассказывает Александр Гурьянович Сажин.
Да и на финише зимовки «диета» дойному поголовью здесь явно не грозит. Ведь что значит заморить животных перед выгоном на выпаса? Проблем с продуктивностью и подготовкой маточного поголовья к воспроизводству не оберёшься. В этих вопросах на мини-ферме майских индивидуальных предпринимателей просматривается чистый горизонт. В настоящее время на заготовительный пункт местного потребительского кооператива реализуется до 1,5 центнера молока. В летнее же время объёмы продажи обычно увеличиваются вдвое. Производство и реализация молока являются своеобразным ключом, открывающим двери к решению многих задач на предприятии. Имеются определённые результаты и в мясной отрасли, сопутствующей молочному направлению животноводства.
У кормушек, специально подгороженных вокруг денника и наполненных душистым сеном, набирает сейчас вес молодняк крупного рогатого скота. В прошлом году 45 голов скота, достигшего сдаточных кондиций, было реализовано на Называевский мясокомбинат.
Доход в хозяйскую копилку приносит ещё одно перспективное направление животноводства – овцеводство. На предприятии содержится шикарная мясо-шёрстная порода овец сибирского подтипа «советский меринос». Вообще, овцеводство как отрасль требует сегодня возрождения. Оно всегда ценилось в нашей зоне рискованного земледелия, пожалуй, даже больше свиноводства. Свиней ведь нужно кормить зерном, а при такой засухе, которая случилась в прошлом году, это серьёзная проблема. К тому ж ещё и цены на фураж сегодня заметно подскочили вверх. Овцы же очень неприхотливы в кормлении. В летнюю пору они могут пастись даже на тех пастбищах, которые ни коровам, ни лошадям не подходят. На баранчике- производителе решили нынче предприниматели не экономить, раскошелились на племенного, курдючного.
– Не знаем, правда, с какими наследственными характеристиками получим потомство от промышленного скрещивания двух различных пород овец. Поживём – увидим, – говорит А.Г.Сажин.
Несмотря на трудности различного характера, не свернули предприниматели и отрасль свиноводства, остановились на оптимальной численности «хрюкастой армии» – 100 голов.
– Планируем провести в этом году обновление поголовья. Вновь закупим в «Племзаводе «Юбилейный» свиноматок породы Большая белая и хряка породы Дюрок, – знакомит с отдельными моментами развития отрасли Александр Гурьянович.
На предприятии давно уже работают с данными породами свиней, которые дают при промышленном скрещивании очень хорошие результаты. Гетерозис способствует усиленному росту животных, «метисы» отличаются высокими привесами, лучшими мясными качествами, обеспечивают максимальную конверсию корма. Система сбыта мяса, основанная на посредниках-перекупщиках, не- интересна для предпринимателей. В этой сфере выгоднее самим реализовывать свинину небольшими партиями, по более интересной цене, оправдывающей производственные затраты. За годы работы сложилась уже собственная клиентская сеть потребителей продукции.
Индивидуальные предприниматели сумели организовать свой агробизнес так, что даже в условиях экономической «непогоды», снижения закупочных цен на продукцию животноводства в бюджете их предприятия всегда есть прибыль.
Ольга Анохина