Что такое адаптация? Как подготовить малыша к детскому саду? Как помочь ребёнку быстрее приспособиться? Эти и другие вопросы волнуют многих родителей при поступлении в детский сад.
Вообще, адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой, но в отличие от животных, человек помимо биологической, способен ещё и к социальной адаптации.
Как же у ребёнка формируется способность к адаптации? Этот процесс происходит одновременно с формированием всей функцио-нальной системы высшей нервной деятельности и психики ребёнка по мере того, как он усваивает социальные формы поведения, и расширяются рамки социальных условий его жизни.
На процесс адаптации могут повлиять такие факторы, как состояние здоровья и уровень развития ребёнка, факторы биологического риска, возрастные особенности поведения, уровень адаптационных возможностей организма. Адаптация в детском саду может проходить с разной степенью тяжести: лёгкая (10-15 дней), средняя (20-40 дней), тяжёлая (2 и более месяцев).
Нужно помнить: от того, как ребёнок адаптируется, зависит его эмоциональное благополучие. И большое значение имеет здесь участие родителей. Именно они должны начать подготовку ребёнка к жизни в детском коллективе.
Подготовительный период следует начинать за 1-2 месяца до приё-ма в дошкольное учреждение. В первую очередь необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня ребёнка с режимом детского сада. Во-вторых, пересмотреть рацион питания, приу-чать ребёнка есть разнообразные блюда. Научите своего малыша при небольшой помощи взрослого одеваться, раздеваться, пользоваться горшком, сидеть за столом, самостоятельно кушать…
Бутылочки и памперсы в детском саду неуместны!
Здесь учат детей рисовать, лепить, петь, танцевать, слушать сказки. Если ваш ребёнок захочет, можно и принести любимую игрушку. Родители могут находиться некоторое время в группе вместе с ребёнком. Первые дни малыша можно оставлять на два часа, по мере привыкания – на большее время.
На этапе адаптации очень хорошо использовать игры с песком и водой. Песок и вода имеют свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка и, поэтому нужно использовать игры, направленные на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики. Это несложные упражнения для рук, кулачков. Дети могут сделать отпечатки на влажном песке (солнышко, ёжик, цветок), прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, тёплый, сухой, влажный). В воде малыши пускают кораблики, поливают мельницу, играют с рыбками…
Эти советы помогут избежать стрессовой ситуации у вашего ребёнка.
Фаузия Ячменева,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 40 –
Центр развития ребёнка»