Надежда Михайловна Челнокова сидела на диване и просматривала богословскую литературу. Стены комнаты увешаны иконами, часть их размещена на столе, спинке дивана. На мой вопрос, как она себя чувствует в такой обстановке, улыбаясь, ответила:
- Мне очень спокойно здесь. Читаю молитвы, вспоминаю прошлое. Ещё год назад я до церкви добиралась на своих ногах, сегодня - на такси, ноги болят, давление поднимается. Я уже старенькая, 19 февраля исполнится 85 лет.
Моя встреча с Надеждой Михайловной состоялась накануне дня её рождения. Многие сорокинцы поколения 60-80-х годов хорошо знают Н.М. Челнокову и характеризуют её, как общительного человека с доброй душой и открытым сердцем. Она родилась и выросла в крестьянской семье в деревне Московке Сорокинского района. Отец в 1938 году был репрессирован и расстрелян. Воспоминания о детстве и юности связаны с родной деревней, с жизнью людей в довоенные годы.
Многодетная семья (пятеро детей) жила в пятистеннике, покрытом дёрном. В дождливую пору крыша намокала так, что струйки воды текли по стенам, капали с потолка. В такую погоду дети спасались на печи, там было сухо и тепло. Позже крышу перекрыли снопами обмолоченной ржи. Их хорошо промазали глиной, высушили и разложили по всей площади крыши.
Рассказала Надежда Михайловна, как ей приходилось помогать матери ткать холсты, отбеливать их. Это был завершающий этап в изготовлении холста. Ему предшествовал долгий и трудный процесс превращения льна в материю. Каждая семья выращивала рожь и лён. Льняные снопы вымачивали в течение месяца в воде (в реке), затем сушили на поляне, специальным приспособлением трепали, мяли, толкли в ступе. Получалась пакля. Вычесав из неё кастрику, начинали прясть нитки. Из таких ниток ткали холст, который отбеливали золой. Наряд из такой ткани был грубым, но тёплым.
Помнит Надежда Михайловна, что деревня условно была поделена на три части. По правую сторону реки Полуднёвки (в ту пору и деревня так называлась) жили переселенцы из Украины и Белоруссии. По левую сторону – переселенцы из Пензенской области, жители их называли "пензяками". За мостиком через ровик жила мордва. Семьи были большие и жили одним домом. Самая большая семья (30 человек) была у Зобненых. Было принято, что деды и прадеды, сыновья и внуки, жёны и снохи жили на одном дворе, вели натуральное хозяйство.
По мнению Н.М. Челноковой, люди стали жить лучше с момента образования колхозов, в деревне было три колхоза: имени Чапаева, «Пятилетка», «Коммуна». Дольше других просуществовал колхоз имени Чапаева, который слился с «Пятилеткой». Коллективное хозяйство «Коммуна» распалось через несколько месяцев.
После окончания шести классов Сорокинской семилетней школы четырнадцатилетняя Надя устроилась счетоводом в родной колхоз. Грамотных людей не хватало, вчерашний выпускник школы становился специалистом. Григория Бакшеева направили счетоводом в д. Желнино. Позже он работал председателем колхоза «Россия» в с. Сорокино. Наталья Пилипчук уехала в д. Лыкошино, Любовь Козейкина - в д. Московку (в мордовский колхоз, который возглавлял Ф.И. Радаев). Через год Надя работу счетовода стала совмещать с работой на сливкоотделении, возила на лошади фляги со сливками на Сорокинский маслозавод.
Первые шаги трудовой биографии были сделаны. Позади война, впереди открывались новые горизонты. Почти десять лет была продавцом хозяйственного магазина и раймага в селе Сорокино, столько же лет проработала продавцом в г. Грозном. Опыт и знания пригодились ей в дальнейшей жизни, в усвоении тонкостей бухгалтерского учёта, которому посвятила 20 лет. Работала в приёмной райисполкома. Будучи пенсионеркой, она девять лет не покидала кабинет приёмной. В 1980 году попрощалась с коллегами и полностью посвятила себя церковным делам. Она и Екатерина Романовна Ховрина собирали деньги на строительство церкви в с. Сорокино, сельские жители охотно откликались на просьбу, жертвовали - сколько могли, несли иконы, различную утварь. От депутата областной Думы В.В. Завьялова на строительство храма поступило сто тысяч рублей. Люди благодарны, что в райцентре появился храм, где проходят богослужения с их участием.
Мою собеседницу радует, что не только представители старшего поколения обращаются к вере, но и молодые люди. Для неё вера в Бога – сила жизни на земле. И пусть она продлит её век! Здоровья, радости и счастья желают Надежде Михайловне родственники и близкие люди.
Роза ПАШКОВСКАЯ.
Фото автора.