Что мешает нынешним школьникам получать хорошие оценки? Об этом шёл разговор на недавнем заседании Совета по образованию под председательством заместителя главы по социальным вопросам И.Г. Паутовой.
В работе Совета приняли участие директора школ, главы сельских поселений и специалисты сферы образования. Помимо основного доклада по реализации нацпроекта «Образование», начальник отдела Е.В. Екимова проанализировала итоги контрольных работ старшеклассников (9 и 11 классы) по русскому языку и математике. После чего, один из членов комиссии задал вполне разумные и волнующие всех вопросы: «Почему такие низкие результаты? Дети непонятливые? Учителя не могут научить или стали хуже работать?».
И.Г. Паутова предложила обсудить заданные вопросы без нежелательных эмоций и обвинений, а на основе логических рассуждений. Ведь ситуация, судя по контрольным работам, действительно оставляет желать лучшего.
Мнения участников заседания разделились. Одни утверждали, что у сегодняшних школьников снизился интерес к учебе из-за наличия в домах компьютеров. Директор одной из школ обозначила эту проблему репликой ученика, который на предложение прийти на дополнительные занятия заявил: «Мне некогда - меня в «контакте» ждут!». С одной стороны, наличие Интернета дает возможность без труда найти нужную, дополнительную информацию по тому или иному предмету, чтобы расширить свой кругозор, но зачастую - просто «скачать», абсолютно не вникая в содержание. Остаётся время для игр, чатов, общения – этим увлечены многие.
Некоторые уверяли, что современная программа опять-таки перенасыщена и рассчитана на здорового, развитого и способного ученика. А ведь ни для кого не секрет, что на сегодняшний день мы имеем целую армию неблагополучных детей.
Кстати, выявлен некий парадокс – уровень знаний у сегодняшних старшеклассников, в отличие от прежних выпускников, ниже, а интеллектуальный багаж у сегодняшней молодёжи - больше. Как такое может быть? Оказывается, всё просто. На развитие нынешнего поколения мощное влияние оказывают компьютеризация и интернетизация. Отсутствие интереса к учебе в школе, снижение уровня знаний в дальнейшем «компенсируют» платное образование. Не следует сбрасывать со счетов и другие обстоятельства: например, позицию некоторых родителей, которые говорят и думают примерно так: «Вот вам мой сын – учите, воспитывайте, наше дело только кормить, одевать, обувать…». Но как только что-то не задалось, готовы обвинять всех, начиная с учителей до обновления учебных программ: «Это не что иное, как дополнительная и чрезмерная нагрузка на юные головы! Кроме того, появилось много «лишних» предметов, обременяющих детей ненужной информацией». А такой факт, что ребенок не взял и не прочел ни одной книжки, не настораживает. Отсюда – орфографические ошибки в написании, затруднения, связанные с построением предложений, бедный словарный запас…
Дети другие, школа другая, время другое… Можно выдвигать множество версий, строить догадки, искать варианты и при этом говорить, говорить, говорить… Позитивные перемены, облегчающие учебный процесс, как-то незаслуженно отодвинули в дальний закуток, а ведь их немало. Доступность необходимой литературы, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, повышение уровня преподавания и качества жизни современных школьников – всё должно работать только на «плюс»!
Поговорили о том, что десятый класс – это некая «перевалочная база», где школьники расслабляются: экзамены за девятый класс сданы, а до ЕГЭ в одиннадцатом – ещё есть время. Именно в этот промежуток учебного процесса падает успеваемость даже самых истинных «хорошистов».
- «Двоечники» всегда были, есть и будут, - подытожил глава одного из поселений, - но когда категория «троечников» увеличивается за счёт «двоечников» и «четверочников» - это двоякий показатель.
Участники Совета пришли к единому мнению: чтобы исправить положение, нужна активная поддержка со стороны родителей. Независимо от результатов учебы, ребенок всегда должен чувствовать их безоговорочную любовь и поддержку. Никаких колких замечаний, тем более оскорблений, быть не должно. Укреплять, а не разрушать чувство собственного достоинства, поддерживать в случае неудач и поощрять успехи – главные факторы школьной успеваемости. И чего греха таить – многие родители не умеют оценивать труд учителя. А результаты обучения подчас плохи вовсе не по вине преподавателя.
По решению Совета отделу образования поручено контролировать подготовку выпускников образовательных учреждений района к итоговой аттестации. В срок до первого марта рекомендовано заслушать на аппаратном совещании руководителей образовательных учреждений, имеющих отрицательную тенденцию по результатам муниципальных контрольных работ, о конкретных мерах по исправлению данной ситуации. В течение года необходимо обеспечить организационное и методическое сопровождение перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Руководителям образовательных учреждений поручено разработать план мероприятий со всеми субъектами учебного процесса по ликвидации недостатков при подготовке обучающихся к контрольным работам и итоговой аттестации девятых и одиннадцатых классов. Также был утверждён план работы Совета на текущий год.
Александра КРИСТОВИЦКАЯ