Медиакарта
0:31 | 10 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Солдат, пришедший с кровавых полей

ЛОГО

- Васька! Куда запропастился?...

А Василий, улучив несколько минут передышки от домашних хлопот, умчался на край родительского огорода играть в «пятнашки». Он знал, что старшим без его помощи управиться со скотом будет намного трудней. Поэтому на зов матери живо откликнулся. В семье Мерзляковых Вася появился на свет 23 февраля в 1919 году.

У родителей Василия, живших в Новой Заимке (ныне Заводоуковский район), было большое крепкое хозяйство: лошади, коровы, овцы и много другой живности. За каждой из них - особый уход. На зорьке, кое-как протерев глаза ото сна, Вася плёлся за старшим братом в стайку, подкидывал сено бурёнкам, черпал воды из колодца. Так было зимой. А весну и лето вся животина находилась на выпасе. В это время мужчины семьи Мерзляковых успевали дрова заготовить, сена накосить… Работы в деревне невпроворот.

Летом в Новой Заимке приволье - на полях пшеница колосилась наливным золотистым зёрнышком. Выращивалось её много. После окончания семи классов местной школы паренёк пришёл работать в «Заготзерно» подсобным рабочим. Эта нехитрая работа понравилась юноше. Окончив в 1936 году курсы по семеноводству, Василий пошёл на повышение.

«Эх, путь-дорожка фронтовая»

Вторая половина 30-х годов казалась спокойной для большинства советских граждан. Но в международных отношениях уже были попытки к агрессии со стороны Германии и Японии. В 1939 году японские войска вторглись на территорию Монгольской Народной Республики, военные действия развернулись восточнее реки Халхин-Гол.

В связи с происходящими событиями Василий Мерзляков, убеждённый в правильности своего выбора идти служить в армию, решительно отправился в военкомат. Через несколько дней 25 молоденьких солдат отправились спецнабором в Омск, оттуда - в Читу. Пока поезд отстукивал по рельсам тысячи километров, между Японией и Монголией был заключён мирный договор.

Армейская служба Василия Мерзлякова началась в батальоне связи Тихоокеанского флота. И здесь же его застала страшная весть о начале войны с Германией. В июне 1942 года Василий в составе 6-го корпуса добровольцев-сибиряков был отправлен в Москву для охраны жизненно важных объектов. Столица встретила бойцов нерадостно. Из пустых окон зданий и домов веяло холодом. Кроме тёмных улиц ничего и не видел.

Наступил 1943 год. Боец Мерзляков в составе сформированного 18-го особого стрелкового корпуса был переброшен на Воронежский фронт. И прямо в самое пекло. Времени для подготовки наступления советских войск на этом участке фронта не было. Но и то, что удалось сделать, - уже героизм. «Командование поставило задачу - форсировать Дон и укрепиться на правом берегу, - вспоминает Василий Тимофеевич. - Переправа началась на понтонах под ураганный артиллерийский огонь. С обеих сторон над головами бойцов свистели пули. Близко от нас разорвалась мина. Половина «экипажа» погибла». Голос ветерана как-то сразу сник. Одно неловкое прикосновение к незаживающей ране войны. Думал ли он о смерти? Скорее, нет. Безвозвратные потери тысяч солдат, среди которых - его друзья, однополчане. Это горе безутешно. Но когда ещё есть силы, тогда думаешь лишь о ненавистном враге.

Бойцам удалось быстро продвинуться в сторону Харькова. На других участках широкому наступлению препятствовала крепкая оборона врага. Все тылы отстали. Ни боеприпасов, ни продовольствия. Атаки немцев сосредоточились на прорвавшейся вперёд группе Красной Армии. Весной 1943 года образовавшийся форпост был вынужден отступить к Белгороду. Наступило затишье, которое на первый взгляд могло показаться спокойным. Но в это время шла усиленная подготовка обеих сторон к наступлению в районе Курской дуги. 18-й особый стрелковый корпус переименовали в 23-й гвардейский стрелковый корпус 6-й гвардейской армии. Перед началом военных операций «Кутузов» и «Румянцев», тщательно разработанных советским командованием, Василия Тимофеевича в числе многих других солдат приняли в кандидаты ВКП(б). Все были полны решимости стоять до конца, до последнего вздоха. Какая-то непоколебимая вера в Родину, сила русского духа вселила уверенность в победу под Курском. В этой битве Василия Мерзлякова контузило. За участие в сражении он был награждён медалью «За отвагу».

Боевой путь солдата в наступившем 1944 году продолжился на Прибалтийском фронте. В составе того же гвардейского корпуса форсировал Западную Двину в районе Орши. Это было летом, переправлялись кто на чём - брёвнах, бочках. Противник в последних порывах «скалил зубы». Но стратегические планы командования успешно выполнялись. За форсирование Западной Двины боец Мерзляков награждён орденом Красной Звезды.

«С войной покончили мы счёты»

Потом - освобождение Клайпеды, Шяуляя и других городов. Последние сражения Василия Тимофеевича с фашистами произошли на небольшом участке суши, где была окружена Курляндская группировка в количестве 21 дивизии. Её сопротивление продолжалось до 2 мая 1945 года. «Утром выстроили нас на передислокацию. Скомандовали: «Ну-ка, «Катюшу» за-пе-вай. Мы поём, а перед строем ведут немецкого генерала. Потом вторая «Катюша», третья. А перед нами всё фрицев выводят. Тут-то мы и догадались, что с войной всё кончено», - говорит Василий Тимофеевич, задумавшись о чём-то своём. Это он об отце, который, не дождавшись его с войны, умер 15 сентября 1945 года.

Василий Мерзляков демобилизовался лишь в 1946 году. С удвоенной энергией взялся за работу, возглавляя финансовый отдел то в Новой Заимке, то в Нижней Тавде, потом в Ялуторовске и последние 24 года своей трудовой биографии - в Советском районе. Где бы ни пришлось трудиться, всегда оставался честным и ответственным работником. Множество медалей, орденов украшают грудь Василия Тимофеевича. Это человек большой доброты, с чувством юмора. К моему приходу успел почитать прессу, посмотреть выступления российских спортсменов на XXI Олимпийских играх. А ещё он очень счастливый человек, потому что отец пятерых детей, шестерых внуков и семерых правнуков, один из которых, кстати, родился тоже 23 февраля. С начала 90-х годов Василий Тимофеевич живёт в Ялуторовске. Он - заядлый рыбак и охотник. Сколько троп исхожено им, тихих заводей измерено. Сколько искр от разведённого им ночного костра взметалось в небо, не нарушая мирного сна живущих на этой земле людей. Трудно представить, если бы было иначе…

Светлана БУЛЫШЕВА

Фото автора