Медиакарта
0:32 | 4 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Дежурный слушает»

Шестидесятые-семидесятые годы прошлого века — одна из самых ярких страниц в истории районного отдела внутренних дел. В это время началось активное строительство административного здания, хозяйственных построек, реорганизовывалась сама структура подразделений РОВД. На работу в милицию пришли работать новые сотрудники, многие из них оставили памятный след в биографии отдела. Один из них — Николай Ефимович Сотников. В архиве отдела хранятся его воспоминания. Первые хроники происшествий в районную газету писал именно Николай Ефимович. Два курса экономического факультета УрГУ, служба в армии, возвращение в родное село Евсино. В 1972 году он был принят на службу в Голышмановский РОВД на должность инспектора БХСС. С небольшими сокращениями публикуем его воспоминания.

В начале 70-х годов XX века отдел внутренних дел Голышмановского райисполкома располагался в деревянном двухэтажном здании на улице Комсомольской между нынешним зданием милиции и проезжей частью улицы. На балансе в райисполкоме оно стояло с 1927 года. Здание не отличалось большими размерами, на втором этаже было всего восемь кабинетов, а на первом еще меньше. В восточном крыле первого этажа размещалась прокуратура района. Отдельные кабинеты были только у начальника РОВД, бухгалтера и секретаря.

Двор РОВД был обнесен дощатым забором, асфальта не было. Во дворе находились здания медицинского вытрезвителя, КПЗ, гараж и несколько сараев с западной части территории. Здание КПЗ (камеры предварительного заключения, ныне именуется изолятор временного содержания) было деревянное, сейчас на этом месте располагается кирпичный гараж. Отопление здания было печным. В 60-е годы Голышмановский и Аромашевский районы были объединены в один. В Аромашево было отделение милиции, а арестованных содержали в КПЗ в Голышманово. За ненадобностью КПЗ в Аромашево разобрали и перевезли в Голышманово, где из него построили здание медицинского вытрезвителя.

Строительство нового двухэтажного кирпичного здания ОВД было начато, когда начальником был П.И. Шаталин. В новое здание сотрудники РОВД перешли работать в конце 70-х годов. В отличие от старого, в нём было просторно. В полуподвальные помещения были переведены КПЗ (ИВС) и медицинский вытрезвитель.

Инициатива строительства спортивного зала принадлежала заместителю начальника РОВД по политчасти В.Н. Лукину, он же принимал активное участие в разработке проектно-сметной документации. В конце декабря 1982 года, уже при начальнике РОВД В.П.Куликове, в спортивном зале впервые провели детский новогодний утренник.

Долгое время основным транспортным средством в РОВД были лошади конный транспорт ликвидировали в первом полугодии 1972 года. Последним конюхом в милиции работал А.И. Ширшов. Почти сразу помещения конюшни были разобраны, и из полученного материала построили двухквартирный жилой дом для сотрудников отдела внутренних дел. Этот дом и сейчас стоит за забором, южнее спортивного зала. В 1973 году в РОВД была одна автомашина ГАЗ-69 с цельнометаллическим кузовом голубого цвета, которая была одновременно и дежурной, и оперативной, и для выезда начальства.

В медицинском вытрезвителе была автомашина ГАЗ-51, вместо кузова на ней установили деревянную будку. На этой машине наряд медвытрезвителя подбирал на улицах людей в нетрезвом состоянии, она же использовалась как «автозак» при встрече и отправке этапа. Часто на ней выезжали на место происшествия. В ГАИ был один мотоцикл «Урал», такие же мотоциклы были у некоторых участковых инспекторов. В отделении уголовного розыска было два мотоцикла «Восход», приобретенных районной властью за счет средств местного бюджета.

Штатная численность личного состава отдела внутренних дел в начале 70-х годов была невелика. На фотографии от 1 мая 1973 года, сделанной при построении личного состава можно насчитать всего 15 человек. Следует приплюсовать еще четырех сельских участковых инспекторов милиции, членов суточного наряда. В то время в руководстве отдела было два человека – начальник РОВД да его заместитель по политической части, в следствии – три человека, в отделении уголовного розыска — 4, в группе БХСС — 2, участковых инспекторов – 6 человек, в дежурной части – два водителя и два штатных дежурных. Два инспектора были в детской комнате милиции, во вневедомственной охране был один аттестованный сотрудник – начальник ОВО. Учет и контроль за лицами, осужденными к исправительным работам (инспекция ИТР), осуществляла В.Ф. Еретнова. Два сотрудника было в службе ГАИ: старший госавтоинспектор с офицерским званием и инспектор ДПС с сержантским званием. В Положении о прохождении службы в органах внутренних дел от 1971 года не было предусмотрено основания увольнения из милиции по собственному желанию. Уволиться можно было только при уходе на пенсию, по болезни или же за нарушение дисциплины. И те, кто хотел уволиться, просто не выходил на работу. За период с марта 1973 года по 1990 год из коллектива отдела внутренних дел были уволены, в связи с уходом на пенсию, всего два человека: секретарь М.В. Баянова да начальник РОВД П.И. Шаталин. Численность личного состава с течением времени возрастала. В 1990 году в отделе работало около 80 сотрудников милиции, а через три года почти в два раза больше. Появились новые службы: дознание, группа кадров, штаб, конвойное отделение.

В коллективе отдела внутренних дел были созданы общественные формирования: партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, редакционная коллегия. Самой же работоспособной была партийная организация, в состав которой входили коммунисты отдела внутренних дел, прокуратуры, народного суда, адвокатуры и нотариата. Если партийное собрание было с открытой повесткой дня, то явка всех сотрудников милиции была строго обязательной.

Однажды я в составе оперативной группы выехал в д. Казаково, где был обворован магазин. Выехали на происшествие поздно, ближе к обеду, ехали долго по осенней грязной грунтовой дороге. В деревне едва провели осмотр места происшествия с оформлением протокола, как следователь В.А. Замякин, он по должности старший в оперативной группе, объявил, что необходимо выезжать обратно в посёлок – на 18 часов в РОВД было назначено проведение партийного собрания и к моменту его открытия нужно быть в Ленинской комнате. Я в то время был беспартийным, говорил, что нужно остаться и поработать над раскрытием преступления, но мои доводы на старшего оперативной группы не подействовали. И в 18 часов мы сидели на партийном собрании.

История РОВД стоит в одном ряду с историей посёлка. Ветераны и молодые офицеры, сержанты и подполковники — они охраняют покой жителей района, тишину и порядок на улицах Голышманово. Если вдруг случается в нашей жизни плохое, рука тянется к телефонной трубке, чтобы набрать «02», и когда пробиваются слова: «Дежурный РОВД слушает», на душе становится спокойнее. РОВД слушает.

Записала Любовь АЛЕКСЕЕВА