Об участии представительных органов власти в законодательном процессе рассуждал заместитель председателя Тюменской областной Думы депутат Геннадий Корепанов.
– Модернизация всех сфер нашей жизни, всех процессов, которые сегодня происходят в стране (реформа правоохранительных органов, вопросы противодействия терроризму и коррупции, работа по преодолению правового нигилизма среди населения и т.д.), ставит сложные задачи перед законодателями всех уровней власти.
В этой связи участие местных представительных органов в формировании законодательной базы становится архиважной темой современности. В первую очередь такая степень значимости объясняется тем, что органы местного самоуправления, как один из элементов власти в стране, более других приближены к человеку. Федеральным законодательством закреплено разграничение полномочий между органами государственного управления и местного самоуправления. Только в 2010 году Тюменская областная Дума приняла 14 законов по вопросам МСУ и один из ведущих – о наделении органов местного самоуправления в регионе отдельными государственными полномочиями в 2011 году и плановый период 2012-2013 годы. В настоящее время муниципалитетам в нашем регионе передано до сорока госполномочий, вследствие чего повышается роль представительных органов на местах в разработке законодательных инициатив.
Юрий Шулинин
Однако практика их реализации показала, что данное право муниципалитеты используют недостаточно активно. Наиболее распространённым явлением становится внесение муниципалитетами дополнений и изменений в законопроекты, которые рассматриваются Тюменской областной Думой. Так, в 2010 году Тобольском (наряду с другими городами) вносились поправки в Кодекс об административной ответственности за отдельные виды правонарушений в Тюменской области.
В то же время законодательство Тюменской области не содержит базовые законы, которые принимались бы именно по инициативе муниципальных образований.
Анализ работы муниципалитетов в законотворческом процессе выявил два основных фактора их невысокой результативной активности. Первый – несоответствие законотворческих инициатив правилам юридического и технического оформления проектов. Второй – представительные органы власти на стадии согласования документа в профильном департаменте Тюменской области получают отрицательный ответ ввиду низкого качества самого документа (содержание).
Чтобы избежать подобных огрехов в дальнейшем, я бы советовал муниципалитетам обращаться за помощью в любой комитет облдумы, который самостоятельно выступит с этой законотворческой инициативой. Естественно, не забывая о том, кто на самом деле является её автором.
Ещё одним немалым аспектом в реальном обеспечении гарантий участия муниципалитетов в законодательном процессе Тюменской области должна стать задача вовлечения населения в этот процесс. Здесь можно использовать практику областной Думы, когда при ней был образован совет по повышению правовой культуры среди граждан. В данный орган наряду с депутатами входят квалифицированные юристы, что позволяет сделать весомый шаг в этом направлении.