Как уже сообщала районная газета, в Тюменской области запускается широкомасштабный телевизионный проект, который называется «Т+В» («Тюменское время»). Тематические приоритеты будут отданы спорту и документальному кино.
Юргинцы имели возможность встретиться с авторами эксклюзивного документального проекта «Криванковский источник» Анной Чехонацкой, Романом Мамонтовым, Еленой Ермаковой. Четверть часа длился фильм о сохранившейся через столетия, через годы атеизма, гонений на православную церковь юргинской святыне. Как следует из изысканий доцента ТГУ Елены Ермаковой, таких святых источников на юге Тюменской области всего четыре. Тем значимее цель проекта.
Кадры хроники на экране: бульдозер зарывает святой источник. Авторам фильма даже удалось найти исполнителя этого акта вандализма. На лице старого механизатора ни тени воинствующего атеизма. Здесь так: исполнявший – виновен, приказавший – вдвойне.
«В июле 1954 года появилось Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по её улучшению», в течение года продублированное почти во всех регионах страны, в том числе и в Сибири. Особое внимание в нём обращалось на высокий процент обрядности, стремление простого населения праздновать религиозные праздники и осуществлять паломничество по святым местам, наличие икон и другой церковной атрибутики не только у беспартийных, но и в домах комсомольцев и коммунистов. Стали устраивать «месячники», декады и недели атеистической работы».
Власти всерьёз занялись разрушением Криванковского колодца в конце 1950-х годов.
Авторы фильма приводят рассказ жительницы села Юргинское: «Пошла история – вроде не надо царское. Чтоб прекращали. И совет решил закопать его. Шипаковский совет». Колодец засыпали, запахивали, «зарывали», «перепахивали бульдозером», сыпали в него хлорку. Но люди расчищали колодец заново, источник пробивался из земных недр. Не прекращалось паломничество к Криванковскому колодцу.
Очень сердечные высказывания приводят герои фильма: «И пошли мы. И матушка моя, доходить до этого-то колодца-то, до этого места, и вот, девка-матушка, вот откуда взялась ласточка? Вылетела эта ласточка и вокруг Лёни, вот отлетит маленько, да вот прямо ему вот... Ага. Старушки-то поглядят: «Это ведь, Лёня, ты идёшь на такое дело – это тебя Боженька встречат!» И вот, девка, вот отлетит, никого из нас не задеват, а прямо чуть ли не по плечу ему! Лёня улыбацца, радёхонек, что чё-то это такое – чудо всё-таки! Подходим мы – взяли кто лопатки, ведро и ремень Лёня взял с себя снял. Копать да копать, копать да копать, раскопали. И слой-то как сняли – оно провалилось туда. Лёня слез туда, грязи вот так, давай это ведром вычерпывать. Он руками давай это складывать, а там иконы иссечены, бутылки изломаны, и все изрубили, и на костре-то, видно, жгли. И всё туда, всё в колодец свалили. Лёня залез, давай это вычерпывать – рукам, вот голым рукам. Давай копать, копать, копать, копать, – и вода пошла сильно. До ключика-то, видно, докопались, вода-то сильно пошла».
В настоящее время паломничество к Криванковскому колодцу осуществляется как самостоятельно (в основном на личном автотранспорте), так и посредством прихода с. Юргинское. Выделяется автобус, который везёт паломников чуть далее д. Некрасовой, чтобы километра два им пройти пешком крестным ходом.
Вода в Криванковском колодце, рассказывают жители района, «сохраняет свои качества, несмотря ни на что», «её ничем не могли испортить, чистая очень». Паломники обязательно набирают воду, в основном в лечебных целях, веря, что она исцеляет «от недугов и болезней».
Районная газета также хранит много свидетельств участников крестных ходов на Криванково. В фильме их не так много. Это истории чудесных исцелений, семейных православных традиций. Истории сохранения и обустройства святого места.
А. АЛЕКСЕЕВ