Представлять району Алексея Емельяновича Филиппова, 25 февраля назначенного первым заместителем главы района, думаем, незачем и некому – не столь уж долгое время он отсутствовал в руководящих структурах администрации. Тем не менее, два с половиной года «практики» в крупной компании, занимающейся проектированием и строительством мега-ферм, позволили ему многое осмыслить по-новому, посмотреть на Армизонский район и глазами местного жителя, и как бы со стороны. Тем более, что даже сильная загруженность на основной работе не мешала быть в курсе всех дел, в том числе, по словам Алексея Емельяновича (и это было приятно слышать), благодаря полноценному освещению жизни армизонцев на страницах газеты и в эфире радиопрограммы. Мы попросили рассказать о том, какие задачи первый заместитель главы ставит на перспективу, в «новой старой» должности.
-Я пришёл в «Холдинг-Партнёр» уже имея солидный стаж, но, хочу заметить, приобрёл там хороший опыт работы с поставщиками, крупными предприятиями, что позволило усвоить определённые правила ведения дел на современном рынке. Сразу скажу – даже мысли о возвращении «на круги своя» не было, просто, скажем так, совпало несколько событий, которые и сподвигнули меня подать документы на конкурс на замещение должности первого заместителя главы района.
Что изменилось… В первую очередь, думаю, - я сам: пришлось многое переосмыслить, по-новому взглянуть на привычные вещи, и, наверное, придется изменить и стиль работы, и требования, и методы. Одно скажу точно: время уговоров и просьб прошло, возникла необходимость жесткой позиции. Может это и будет грубо сказано, но моё мнение такое: если крестьянское хозяйство, ЗАО, ЛПХ или предприятие любой другой формы собственности получает дотацию из бюджета – должен быть конкретный результат. Нет его – извините, но выкарабкивайтесь сами. Обратите внимание на простую истину: на всех уровнях мы говорим, и это действительно так (по крайней мере, для Тюменской области), что оказывается поддержка, идут дотации, субсидии - а в результате? В ответ – «мало», «сложно», «не то дали», «погода помешала» и сотни других «объективных» причин… Кроме конкретных результатов, отдачи, подъема…
Хотя я курирую многие вопросы, но сегодня хотелось бы остановиться именно на сельском хозяйстве и конкретно – на животноводстве, ибо именно его развитие в первую очередь влияет на уровень жизни армизонцев.
У нас сегодня имеется только мелкотоварное производство. Начнём с мини-ферм, из которых пять действующих, шестая – на стадии запуска, и будет ещё две, заняться которыми пока есть только желающие. «Новичкам» сразу хочу сказать - порядок финансирования строительства несколько изменился, но пока я не готов его озвучить – документы находятся в разработке. С момента ввода в строй первой мини-фермы прошло почти четыре года, и вполне реально провести анализ. Результаты налицо: планы на то, что через три года её владелец рассчитается со всеми кредитами, а через пять ферма выйдет на прибыль, и хозяин будет ездить на «Лексусе», не совпали с реальностью. Есть одна, но очень большая проблема – низкая продуктивность. А причины этого вполне просты и озвучены были не раз.
Во-первых, извините за грубость, но - отвратительная кормовая база, её, можно сказать, вовсе нет. Взять то же сено – коровы набивают животы «балластом», одной клетчаткой. Сочный корм есть только в одном хозяйстве – у Черняева, и, соответственно, там есть и показатели. Поэтому первая задача, которую я поставил на данное время, и в этом вопросе полностью солидарен с главой района – мы должны всеми правдами и неправдами добиться, чтобы во всех мини-фермах (а ещё лучше – и в хозяйствах, где содержится пять и более коров, а в идеале – во всех личных подворьях) были заготовлены именно сочные корма. В совхозно-колхозные времена был развит сенно-сенажный тип кормления животных, сейчас во всём мире практически совершён переход к одному сенажу, с добавлением различных полезных веществ. На тех же мега-фермах в рационе всего пять процентов сена, около 80 – сочные корма, и 15% - комбикорм и добавки. И это рядом - в нашей области. И надаивают там 6 – 7 тысяч литров молока от коровы. Нашим крестьянам надо осознать истину: пусть ты завезёшь самый высокопродуктивный скот, но если будешь кормить его быльём – молока и мяса не увидишь. Взять те же многолетние травы… Если их сеять, то самый оптимальный срок, когда они достигают пика питательности, у бобовых – фаза бутонизации и начало цветения, у злаковых – время вымётывания метёлки. Но массы мало. И наши крестьяне ждут, когда трава «наберёт вес»… В итоге по массе недобрали из-за засушливого года, а качество и подавно ушло.
Исходя из первого, предвижу такой «поворот»: да хоть сколько молока и мяса получай – если нет нормальной цены, то будешь «в пролёте». Конечно, можно административными методами добиться повышения стоимости, но – на копейки. Вот тут и выходит вперёд вторая задача, которую надо решить. Вопрос такой: почему в 2007 году по району было сдано 85% молока высшего сорта и, соответственно, по максимальной цене, а в 2010 – только 22%? Сошлётесь на новый ГОСТ? В 2005 году тоже вводился новый стандарт по белку и жиру - тогда хозяйства района полгода не могли выйти на уровень, но всё же это сделали. Сейчас пеняют на бактериальную обсеменённость… А что это такое? Говоря простым языком – обыкновенная грязь: не подмытое вымя у коровы и не сцеженные на землю первые струйки молока. Есть тут и другой подвох: если, допустим, от личных подворий вся продукция сливается в одну емкость, и затем анализ показывает низкий сорт, то, возможно, кто-то из сдатчиков и проявил недобросовестность… Но как быть с отдельно взятой мини-фермой? Её хозяева – сами себе не враги, и больше чем уверен, что ответственно подходят к дойке… А молоко всё равно идёт вторым сортом! Значит надо выстраивать схему проведения анализов по-другому, в конце концов - провести независимую экспертизу. И это – просто гигантский резерв для получения прибыли.
Почему, например, в Калмакском ситуация другая – большая часть молока идёт высшим сортом? Говорят, что из-за конкуренции ситниковского приёмщика и старорямовского… Здесь тоже ещё предстоит разобраться – и меня удивляет, почему это до сих пор не сделано. Дело в том, что в летний период в Калмак привозят молоко ещё из Няшино и Забошного – так вот, несмотря на то, что сливают его в одну бочку, у калмакчан сорт идёт выше, чем у няшинцев и забошинцев. Как такое может быть? Может стоит даже пойти на принцип: если у нас второсортное молоко – не забирайте… Добавлю, что современные технологии позволяют второй сорт довести до первого, а то и высшего. Правда, это требует дополнительных затрат, но возможно.
А теперь представьте – сколько денег недополучили сдатчики, если район сдал около 3115 тонн молока, из них высшим сортом только 22% по цене около 11 рублей, и около 60% - второсортного по 9 рублей? Схема сбора молока отработана – сейчас крайне важно наладить схему определения качества. Первый шаг – ужесточение требований именно на приёмном пункте.
Ещё один резерв, который позволит выйти на прибыль – круглогодичная сдача молока, читайте – смещение сроков отёла, а значит – и искусственное осеменение. Я повторюсь: хоть каждый год завозите скот улучшенной породы, скрещенной или племенной, но если у коровы будет телок от местного плюгавенького бычка – нечего ждать высокой производительности (от плохого семени - не ждите доброго племени). Ещё я приведу такую непреложную зоотехническую аксиому: каким весом покрылась нетель – столько она молока и будет давать, то есть – если покрылась полуторацентнеровой, то не ждите 5-ти тысячного удоя. Мясной скот скрещивается строго по времени – до определённого возраста телки и бычки даже близко не должны находиться. А у нас выгнал коров на пастбище - они покрылись, когда захотели… А получаются потом только Февральки да Марты… Сложно, допустим, в отдалённых деревнях пригласить осеменатора – выращивайте своего племенного быка, оказывайте услуги своим землякам (это, кстати, тоже способ зарабатывать деньги).
В идеале, конечно, должна быть кооперация животноводов и полеводов: одни занимаются и зерновым производством, и кормами, а вторые приобретают это и ведут своё хозяйство. Но, увы, у нас, видимо, такой менталитет, что симбиоза не получается – каждый сам по себе. А в итоге проигрывают все.
Единого «рецепта» как для отдельного животноводческого хозяйства, так и для полевода, нет – у каждого свои условия, возможности, коровы, поля и так далее. Но начало для нормально производства должно быть общее: с карандашом, бумагой, калькулятором надо всё рассчитать, прикинуть, запланировать и только потом кормить, растить, доить, пахать и сеять. Мы, конечно, будем проводить учёбу, думаю, есть смысл организовать даже ежемесячные отчёты. Но не ради бумажной волокиты, а для того, чтобы крестьяне смогли наглядно убедиться в своих просчетах и сделать выводы. Очень советую всем почитать труды Терентия Семёновича Мальцева – он ещё пятьдесят лет назад дал ответы на многие вопросы по развитию полеводства. Применение его технологии позволит сначала вывести хозяйства из ступора, а затем и поднять на более качественный уровень.
И напоследок – касательно поддержки крестьян. Она есть и будет, и правительство области в этом направлении работает очень много. Но… Я, например, поразился такой цифре: за 2010 год Армизонский район получил дотаций, субсидий и прочей поддержки по различным программам на почти 65 миллионов! А где отдача? Почему до сих пор идёт только «плач» – нам трудно, нам не помогают, цены нет, и во всём виновата администрация… Я вижу только одно конкретное объяснение – нерациональная растрата поддержки. Доходит до абсурда: при подсчете ущерба от засухи цену реализации зерна ставят 5 тысяч рублей, а в годовом отчёте – полторы тысячи… То есть – от бюджета надо «отщипнуть» побольше, а потом, извините, прикинуться бедным… Именно поэтому правительство области вынуждено идти на такой шаг: поддержка будет тем, кто сможет показать эффективное производство, а не бездонную бочку.
Владимир МЕЛЕШКО