Одним из основных направлений работы Роспотребнадзора является защита прав потребителей. О том, с какими жалобами обращаются в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, нашему корреспонденту Тамаре Носковой рассказывает начальник отдела управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах Б.С. ЖУНУБАЕВА.
- Бахыт Султановна, с какими проблемами обращаются к вам в Роспотребнадзор жители Казанского района?
– В территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском и Сладковском районах за 2010 год поступило 15 письменных обращений от населения. Из них 5 обращений связаны с нарушением прав потребителей: три касаются качества пищевых продуктов, два – истёкшего срока годности продуктов. По результатам проверки приняты меры, выданы предписания об устранении нарушений, наложены штрафы на сумму более 6 тысяч рублей.
Жаловались и на качество пищевых продуктов. Но в своём обращении заявитель не указал наименование хозяйствующего субъекта, адрес объекта. В связи с этим не было основания для проведения проверки.
Одна жалоба касалась качества услуг в сфере общественного питания. По результатам административного расследования нарушений действующего законодательства не установлено, заявителю даны разъяснения.
– Какие нарушения были зарегистрированы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека?
– Таких обращений в Роспотребнадзор было десять. Три из них касались качества питьевой воды. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений, наложены штрафы. Жаловались на содержание территорий сельских поселений, на условия проживания в жилых помещениях (проведены лабораторные измерения температуры жилого помещения). В трёх случаях конфликтовали соседи по поводу сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления. Две жалобы касались эксплуатации производственных помещений (проживание граждан в нежилых помещениях). По результатам проверки приняты меры, выдано предписание об устранении нарушений, наложен штраф.
– Если, к примеру, потребитель купил товар плохого качества, то каким образом вы можете ему помочь?
– Федеральный закон «О защите прав потребителей» в определённых случаях предоставляет потребителю право вернуть изготовителю (продавцу) товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо замены товара. Если продавец не сделал этого добровольно при непосредственном обращении, закон предоставляет право направить в адрес продавца претензию. Мы оказываем помощь в составлении таких претензий. В 2010 году по устным обращениям составлено 15 претензий, по которым требования потребителей были удовлетворены.
Всего в Роспотребнадзор поступило 32 устных обращения. Большинство из них (29) – на качество непродовольственных товаров. Одно обращение касалось нарушения сроков доставки предварительно оплаченного товара. Специалисты Роспотребнадзора оказали помощь в составлении претензии на расторжение договора купли-продажи, возврата уплаченных за товар денежных средств, взыскании неустойки (потребителю доставлен товар и в то же время выиграно судебное дело по взысканию неустойки).
– Вы сказали о том, что есть жалобы на качество непродовольственных товаров. Какие товары оказались некачественными?
– Из 29 жалоб 7 касались плохого качества сотовых телефонов. В первом случае потребителю возвращены деньги за товар, по четырём обращениям составлены претензии на обмен товара, по двум обращениям потребителю даны разъяснения в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Пять человек обратились с жалобами на качество автоматических стиральных машин. В первом случае произведён обмен товара ненадлежащего качества на аналогичный товар хорошего качества, по двум обращениям разъяснены права, по двум обращениям составлены претензии на обмен товара. Жаловались на качество холодильников (потребителю разъяснены права), на качество водонагревателей (оказана помощь в составлении претензии на обмен товара, разъяснены права), на качество электрических чайников. В первом случае потребителю оказана помощь в составлении претензии на обмен товара, во втором случае потребителю разъяснены права. Также жаловались на плохое качество процессора (потребителям разъяснены положения Закона РФ «О защите прав потребителей»), на качество газовых котлов (в обоих случаях потребителям оказана помощь в составлении претензии о расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества), на качество электроприборов. Несколько жалоб было и на качество телевизоров. По первому обращению оказана помощь в составлении претензий на обмен товара, по двум обращениям разъяснены права. Потребителю возвращены деньги, в двух случаях произведён обмен товара ненадлежащего качества. Жаловались на качество пластиковых окон. Потребителю оказана помощь в составлении претензий об устранении недостатков.
– 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В связи с этим намечены какие-либо мероприятия для потребителей?
– В этом году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Потребители – за честные финансовые услуги». В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей пройдёт анкетирование потребителей финансовых услуг. Будет работать горячая линия. В Казанском районе в период с 1 по 15 марта можно звонить по телефонам 4-20-16, 4-19-08. Также все вопросы можно направлять в редакцию газеты «Наша жизнь». На них обязательно будут даны ответы.