Двигательная активность – важный показатель физической подготовленности детей. Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у ребенка позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая в последствии станет потребностью, привычкой и в конечном итоге элементарным навыком.
Невозможно себе представить ребенка, который бы не получал удовольствие от движения. При этом разнообразные движения способствуют не только его физическому развитию, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному.
Каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через движение. Особенностями проведения занятия по физическому воспитанию является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной активности и подготовленности. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни, воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.
Рациональная двигательная активность на занятиях предусматривает охрану жизни и здоровья ребенка, профилактику негативных эмоций, поддержание бодрого жизнерадостного настроения, создание условий, когда детская заинтересованность, предметная и социальная умелость становятся личным достоянием ребенка, выраженным в желании заниматься физической культурой не только на занятии, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома. Двигательная активность в детском саду осуществляется на специальных физкультурных занятиях, утренних оздоровительных мероприятиях, в игровой деятельности, повседневной жизни детей, на занятиях в кружках, спортивно-игровых праздниках, развлечениях, Днях здоровья. Включение в занятия большого количества подвижных игр, спортивных игр и спортивных упражнений позволяет дошкольникам проявить свою талантливость в двигательных действиях.
Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитания детей. Участвуя в подвижных играх, ребенок приобретает незаменимые психофизические качества – силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений. Подвижные игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре. Кроме того, подвижные игры – незаменимое средство совершенствования движения, развития координации, формирования быстроты, силы, выносливости.
Эффективность занятия по физкультуре состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении, способствовать развитию двигательных качеств, способностей ребенка, стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность.
Для меня важно составить занятия так, чтобы ребенок раскрылся, создать оптимальные условия для разностороннего развития детей, активизировать мыслительную деятельность, формировать положительные эмоциональные, нравственно-волевые проявления детей.
В основных движениях использую такие упражнения, как ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, строевые упражнения.
На физкультурных занятиях всегда звучит музыка, так как музыкальное сопровождение значительно повышает эффективность упражнений, создает ощущение психологического комфорта, помогает двигаться дружно, согласованно.
Любое направление в работе непосредственно связано с родителями, так как именно от них идет инициатива, будут ли их дети здоровыми. Родители – наши активные помощники, которые часто являются участниками открытых занятий, спортивных праздников и развлечений.
Как показала практика, систематическая работа, включающая в себя все виды двигательной активности, используемые в физкультурных занятиях и во время досуга, приводит не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и повышает их самооценку, формирует уверенность в себе, расширяет их кругозор.
Н. Гетман, руководитель физического воспитания МАДОУ детский сад «Родничок», с. Абатское