Анна Митрофановна Зинченко, отобедав, вымыла посуду и прилегла отдохнуть. Возраст даёт о себе знать, поэтому даже самая несложная домашняя работа утомляет. Она инвалид 2 группы, через полгода исполнится 89 лет. Много интересного о своей жизни поведала эта женщина.
Анна Митрофановна, хотя и родилась в деревне Воскресенке, своей малой родиной считает деревню Лыкошино. После смерти отца мать с пятерыми детьми перебралась туда. В Лыкошино прошло детство и ранняя юность. Семья жила бедно, приходилось много работать в колхозе, чтобы выжить.
Когда началась война, Ане исполнилось 20 лет. Мужа и старшего брата Ивана взяли на фронт, оба погибли. Тогда Аня не могла предположить, что через два военных года она тоже попадёт на фронт. В 1943 году её вызвали в Сорокинский военкомат и срочно отправили в г. Омск на трёхмесячные курсы поваров. После этого попала в Новгород, участвовала в боях в составе Волховского фронта.
Она не держала в руках винтовку, главным её орудием был поварской черпак. Солдатская кухня-палатка находилась в пятистах метрах от передовой, тут же располагался пункт оказания первой медицинской помощи раненым солдатам.
Тяжелораненых бойцов после оказания первой помощи отправляли в медсанбат, который находился от линии огня в пяти километрах. События того времени не дают покоя моей собеседнице и сейчас. Много раз сама смотрела смерти в лицо.
- Летят бомбы, рвутся кругом снаряды, а ты ищешь воронку с водой, чтобы начерпать воды и сварить обед или ужин. Сначала было очень страшно, со временем страх притупился, и даже могла петь песни во время такой прогулки. Много мёртвых солдат повидала - и молодых, и старых.
Меню было скромным – суп из сушёной капусты и картошки, заправленный жиром. По 800 граммов хлеба на человека давали. Чаще чай был без сахара. Когда меня перевели поваром на кухню политотдела, стало легче работать.
С полевой кухней прошагала через Латвию, Эстонию, Польшу, Восточную Пруссию. Победу встретила в Германии - в 30 километрах от Берлина.
В 1945 году вернулась в деревню Лыкошино. Встречали мама Анисья Терентьевна и брат Лаврентий.
Анна Митрофановна сразу же стала работать в колхозе дояркой. Не хватало мужских рук, и её назначили бригадиром полеводческой бригады. К тому времени на руках был пятимесячный сынишка Иван. Посевная требовала неделями жить на полевом стане, и Анна отказалась быть бригадиром. За это была уволена из колхоза и осталась без работы.
Выход нашёлся, она переехала в село Сорокино и устроилась в артель инвалидов имени Островского (после 60-х годов XX века артель им. Островского войдёт в состав сорокинского промкомбината, после реорганизации предприятие будет называться комбинатом бытового обслуживания). В артели в составе женской бригады работала в деляне по заготовке дров, затем перешла в пимокатный цех. В те годы спрос на валенки у населения был большой.
В цех поступала шерсть из государственного фонда и закупалась у населения. Валенки мастеров пимокатного цеха славились и за пределами района, области.
За хорошую работу и перевыполнение плана Анна Митрофановна награждалась почётными грамотами. Трудовой стаж на данном предприятии составляет 26 лет, с колхозным – более 30 лет. Коллектив КБО (директор Н.П. Желнин) провожал А.М. Зинченко на заслуженный отдых. У моей собеседницы остались самые лучшие воспоминания о том времени, о людях, с которыми довелось работать.
У Зинченко А.М. нет близких родственников, дети умерли. Стараются скрасить её старость Глазуновы Василий и Тамара. Много раз ей районная администрация предлагала перебраться на новую благоустроенную квартиру, но она не желает уходить из родного дома. С ним связана почти вся её послевоенная жизнь. Моя собеседница пока ещё сама ухаживает за собой, варит, стирает, поддерживает чистоту, ходит в магазин - сказывается фронтовая закалка. Эта замечательная женщина надеется встретить юбилейный День Победы в хорошем настроении.
Роза Пашковская.
Фото автора.