Медиакарта
21:24 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дорогие вы наши услуги ЖКХ

С экранов телевизоров нам говорят о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги не должно превышать 13-15%, а получив квитанции на оплату, селяне обнаруживают совершенно иные суммы. Может, мы что-то недопонимаем в этой тарифной «кухне»? Давайте разберёмся.

Спросим через газету В редакцию пришло письмо от жителей Булашовского сельского поселения, в котором они поведали, что вопреки обещаниям российского правительства тарифы на водоснабжение выросли на 53% по сравнению с прошлым годом. Начали своё письмо булашовцы с тарифов, закончили недовольством по поводу качества услуг по обеспечению населения водой, предоставляемых Байкаловским МУП ККП: «В воде ржавчина, мусор, перья птиц. Летом прошлого года люди стояли в очередях, чтобы набрать воды для полива, потому что не было напора. Шланги на колонках очень старые. При напоре образуются фонтаны в нескольких местах».

По поводу повышения тарифов жители села обращались и к местным депутатам Думы, и к главе поселения Е.В. Репиной. Она вникает в тонкости коммунального ценообразования, но как объяснить людям, почему стоимость невостребованных коммунальных услуг на территории осталась прежней, а тариф на воду подскочил значительно? 49 рублей 28 копеек – вроде не такие большие деньги, когда платить приходится только за человека. Если обсчитают скот, который поят этой водой, суммы получаются приличные. А если воду подвести к дому, это обойдётся ещё дороже.

  • Теперь держать скот – себе в убыток, - говорит Е.В. Репина. – Корова – это, скорее, хобби, причём не для всех. Вот и бунтуют селяне, пытаясь найти «правду».

Вопрос чиновнику

Откуда такие тарифы и можно ли добиться их снижения, мы попытались выяснить у начальника отдела ЖКХ администрации района А.П. Кравцова. Он пояснил так: - Утверждение тарифов входит в полномочия департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, с отдела ЖКХ они сняты. Теперь каждое коммунальное предприятие защищает тарифы самостоятельно. Байкаловский МУП ККП свои тарифы защитил, хотя сделать это, поверьте, непросто. Предприятие несёт большие затраты по содержанию и ремонту водопроводных сетей.

Что скажут коммунальщики? С жалобой жителей Булашово мы обратились к начальнику Байкаловского МУП ККП Н.Н. Самойлову. «МУП Байкаловский ККП в 2011 году принял тарифы по холодному водоснабжению на основании приказа департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 144/01-05 от 25 октября 2010 года в размере 49,28 рубля за один кубический метр, о чём в ноябре 2010 года в газету «Советская Сибирь» было дано объявление. Повышение тарифов на коммунальные услуги составило 15%, так как в расчет берётся не только холодное водоснабжение, а ещё и теплоснабжение, водоотведение, электроэнергия, газ. Тарифы на водоотведение остались на уровне 2010 года – 72,80 рубля за один кубический метр, за теплоснабжение они повысились на 12%, за электроэнергию – на 11%.

Проблемы по разбору воды в летнее время связаны с тем, что во время ремонта водопровода по улице Рабочей в с. Булашово подрядной организацией был порван основной водопровод, и для устранения аварии подача воды была прервана. Эти работы заняли одну неделю. Однако население совсем без воды не оставалось. После устранения аварии и подключения отремонтированного водопровода водоснабжение осуществлялось в нормальном режиме и жалоб не поступало.

Претензии по качеству воды не обоснованны, так как МУП Байкаловский ККП мероприятия по дезинфекции водопроводов выполняет, и мусора в питьевой воде нет.

В 2012 году администрацией Тобольского района планируется установка станции водоочистки, как в Карачино, подобная будет установлена в Дегтярёво. В ней вода проходит несколько степеней очистки от железа (смягчается). Сейчас железа в воде в три-пять раз больше нормы, но от предприятия это не зависит», - так официально ответил нам Н.Н. Самойлов.

Предполагая, что для потребителя ценовая политика предприятия осталась непонятной, мы пошли к экономисту Байкаловского МУП ККП Евгению Викторовичу Бурундукову. 22 февраля он присутствовал на отчётно-информационном собрании в Булашово и разъяснял его жителям ситуацию, связанную с повышением тарифов на воду. - Удовлетворили ли население ваши комментарии по поводу повышения тарифов на водоснабжение? – поинтересовалась я у Е.В. Бурундукова.

  • Нет, - ответил он. - Меня попросили предоставить стоимость услуг по статьям. Просят уменьшить тарифы. На собрания люди идут, чтобы выговориться. Но всё равно осознают, что платить нужно. Так за что и сколько платят селяне? Давайте разберёмся.

По Байкаловскому МУП ККП 45% услуг связаны с водообеспечением населения. В минувшем году стоимость одного кубического метра воды по предприятию составляла 32 рубля 26 копеек, в нынешнем – 49 рублей 28 копеек. В структуру тарифа заложены: заработная плата, оплата за потреблённую электроэнергию, технический ремонт сооружений и систем, аварийно-восстановительные работы, проведение дезинфекции и санитарный контроль, общехозяйственные работы.

В предыдущие годы предприятие искусственно сдерживало увеличение тарифов, от того-то нынешний рост тарифов кажется ещё более значительным. Сколько же платят селяне за потреблённую воду? Неужели правда, так дорого обходится содержание скота и полив огорода? На эти вопросы Евгений Викторович ответил так:

  • По существующим нормам расхода на одну корову приходится 1,95 кубометра воды. В месяц оплата составляет 96,10 рубля. На одну лошадь полагается 1,5, а на голову молодняка 0,75 кубического метра воды. При поливе огорода если вода подведена к дому, с хозяйства берут за 15 кубометров, и за шесть кубометров, - если потребление идёт с водоразборной колонки (соответственно это 739,2 рубля и 295,68). Плата взимается только за одну сотку и один раз за сезон. Если человек не пользуется огородом, плату с него не берут. Задолженность по Булашовскому сельскому поселению составляет 114 тысяч рублей. Некоторые селяне не платят по четыре-пять лет и говорят: «Всё равно администрация района МУПу эти долги спишет». А откуда администрация возьмёт деньги, чтобы оплатить ваши долги?

Клубок коммунальных проблем

Мы побывали и в отделе ЖКХ райадминистрации. Ведущий специалист Татьяна Юрьевна Мещерякова рассказала, что вопрос увеличения тарифов на водоснабжение поднимают не только в Булашовском сельском поселении. Это общая проблема. Можно проводить обзор жалоб.

  • Вот нам пишут: «Неужели Бизинский МУП – царь и бог, может безо всяких на то причин повышать цены настолько, насколько им заблагорассудится?..», «Байкаловский МУП повысил расценки на нашей территории…», «С пенсии отдать за квартиру три тысячи, за свет – 500 рублей, сахар 47 рублей…», - цитирует Татьяна Юрьевна. – Дорогие селяне, оплата и тариф – это не одно и то же. Не тариф, а рост платы за коммунальные услуги на 2011 год в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области ог-раничен уро-внем 15%.

Рост платы за коммунальные услуги определяется как отношение итоговых сумм за все перечисленные услуги за январь 2011 года к итоговой сумме за эти же услуги за декабрь 2010 года при сопоставимых условиях (при одинаковом наборе и объёме услуг), и он в целом не превысит установленного в 15% ограничения. При этом плата за каждую из услуг в отдельности может быть больше или меньше указанного ограничения. Например, в среднем по Тобольскому району рост по водоснабжению в этом году, в сравнении с 2010-м, составил 32%, по водоотведению (сеть) – 7, водоотведению (выгреб) – 9, электроэнергии – 10, отоплению – 13, газоснабжению природным газом – 15, сжиженным газом – 4%. Вычислим среднее арифметическое и получим 12,9%. В установленную норму уложились.

  • Почему-то никто не возмущается по поводу повышения цен на электроэнергию, газ, связь, - говорит специалист отдела ЖКХ Людмила Юрьевна Амушлай. - А ведь это составляющие и наших тарифов. Есть такие тонкости, которые не всякий экономист понимает. И нам поясняют:

  • Почему булка хлеба стоит 20 или 40 рублей? Так же и с водой. Надо быть хоть немного экономистом, чтобы что-то понимать, - говорит Т.Ю. Мещерякова. – Люди жалуются, но МУПы тоже должны как-то существовать. Пока они терпят убытки. Средства надо собрать, чтобы расплатиться с электриками, газовиками, заплатить зарплату своим работникам.

Норма расхода воды на одного человека в день составляет 30 литров. При этом за месяц платят, как за купленный килограмм сахара или за полтора литра молока в магазине.

Установлены и нормы полива огородов. А.П. Кравцов рассказал нам, что отдельные потребители прокладывают летние водопроводы, огромный объём воды расходуется на полив, но далеко не всегда за неё платят. Кто-то жалуется на отсутствие напора воды и винит во всём коммунальщиков. Только стоит, наверное, предъявить претензии соседу, орошающему бесплатно огород.

Вопрос с оплатой за воду имеет и другую сторону. Начальник станции защиты животных от болезней В.М. Сапожников недоумевает: почему селяне укрывают скот при проведении ежегодных прививок? Ответ прост: если животное есть, ежемесячные расходы хозяина станут больше в соответствии с установленными СНИПом нормами.

  • Ездили, например, в Байгару к приславшей жалобу Г.Ю. Путинцевой, - вспоминает А.П. Кравцов. – Хозяйку дома не застали, а от её мужа узнали, что воду для скота они возят с колонки. Взяли расчёт, за что оплачивают, оказалось, поят скот бесплатно. Составили акт, хозяин подписал его, год женщина молчала, потом снова стала жаловаться в Тюмень, главе…

Пока гром не грянет - Почему люди не платят? – задаёт риторический вопрос Т.Ю. Мещерякова. - У каждого, наверное, свои причины. Ответить на вопрос сложно. Гром грянул, когда в сентябре из-за долгов газовикам коммунальщики не смогли вовремя начать отопительный сезон. С сентября по февраль 2010 года комиссия по урегулированию задолженностей провела 27 выездных заседаний по взысканию задолженностей с населения. Результат есть. Как рассказала специалист отдела ЖКХ Л.Ю. Амушлай, на заседания были приглашены 518 человек, чья задолженность составляла 16 миллионов рублей, пришли 152 человека (4 миллиона 700 тысяч рублей), из них 145 заключили соглашения по погашению задолженностей, по семи комиссия рекомендовала МУПам взыскать долги через суд. Общий сбор в результате всех поездок составил около 750 тысяч рублей.

Л.Ю. Амушлай продолжает:

  • Мы просим выплатить то, что задолжали, а нам говорят: «Дайте работу». Были недавно в Татарских Медянках. В одной семье пятеро детей, родители не работают. Хозяйка беременна шестым. Говорит: «Рожу, получу материнский капитал и все долги сразу отдам».

У неё задолженность составляет 200 тысяч рублей. Семья живёт за счёт детских пособий. И на выселение нельзя подать документы, потому что в районе нет маневренного фонда жилья, куда можно было бы переселить.

А семья живёт в благоустроенном доме, где есть вода, канализация, тепло.

Большую часть задолженностей дают посёлки железнодорожников и населённые пункты с высокой степенью благоустройства: Башково, Нижние Аремзяны, Татарские Медянки и другие.

Вот так: потянули за ниточку, а вытянули целый ком коммунальных проблем!

  • Если планомерно не повышать тарифы, как было некоторое время назад, всё кончается плохо, а МУПы так и будут нести убытки. Тарифы будут расти до тех пор, пока потребители не перейдут на полный учёт, - считает А.П. Кравцов. - А пока накачаем 100 кубометров воды, а население заплатит за 30. Средства на электроэнергию затрачены, и коммунальщикам за неё нужно рассчитаться. А сколько стоит провести один метр водопровода, установить новый насос, который испортился из-за нещадной эксплуатации, устранения аварии? 49 рублей 28 копеек на человека в месяц за кубометр воды – много это или мало? Тарифы увеличились, но даже они не могут покрыть расходы коммунальщиков. Если население и дальше за использование воды не будет платить в полном объёме, качественных услуг оно не дождётся никогда.

Елена ТЯН, фото Тимура КАРЫМОВА