Медиакарта
14:52 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сдувая с истории архивную пыль

Обычный человек, не знакомый близко с работой архива и трудящихся в нём людей, скорее всего даст примерно такое определение этой профессии: скучная, неинтересная, пыльная. Такое отношение не может не обижать. Ведь архивисты не только «бумажки перебирают» (хотя не без этого), к ним в руки попадают важные, порой исторически значимые документы и снимки, а ещё они помогают людям…

Архив в Армизонском районе был образован 15 марта 1936 года. Об этом свидетельствует хранящаяся в архиве копия постановления Президиума Армизонского районного исполнительного комитета Омской области. За эти 75 лет архивные стены сменили немало хозяев, более трёх десятков лет проработала здесь Анна Яковлевна Сергеева.

Пришла и осталась

Молоденькая Анна Серге ева пришла в архив в 1950-м году. Вернее, не пришла, чуть ли не силком её привела знакомая Тамара Фридрих, которая работала здесь. Засомневавшуюся было Анну - мол, с математикой напряжённо – Тамара успокоила: «Не надо никакой математики! До сотни считать умеешь? Значит, справишься!».

Работа и в самом деле оказалась несложной, но интересной. Через руки архивистки прошли тысячи, сотни тысяч документов, справок… Хотя вначале, как отмечала сама Анна Яковлевна, ей приходилось непросто. Архив был запущен и совершенно не оборудован: на трёх деревянных стеллажах были сложены около сотни дел нескольких организаций и множество дел раскулаченных крестьян. Более десяти лет в помещении, где располагался архив, не было ни света, ни отопления.

-С электрической десятилинейной лампой сидела – даже чернила застывали зимой, - как будто сама удивляясь своей выносливости, улыбнулась женщина. – Потом всё-таки печку мало-мало сделали. Сама топила, убирала, мыла…

Прошли годы. Усердие, сосредоточенность и ответственность молодой сотрудницы сделали своё дело – Армизонский архив занял заслуженное высокое место среди других таких же архивов. Почти каждый год, к дню архивиста, Анна Яковлевна получала похвальные листы, почётные грамоты, денежные премии.

За годы работы пришлось немало поездить и по разным учебным курсам. Однажды (были это уже 80-е годы) вместе с секретарём Анну Яковлевну пригласили на очередной семинар. И всю учёбу построили на примере Армизонского архива. Хуже нет! Застыженный секретарь не мог дождаться окончания лекции. Но на удивление спокойная Анна отвела его в соседний зал и указала на стенд, где висел график выполнения плана: у Сергеевой 100 процентов, 150 процентов, 90 процентов. Так и не понял секретарь, за что же тогда их ругали? А по приезду домой Анна подала заявление об уходе…

Сергееву – в «Крокодил»!

Работы существенно при бавилось, когда колхозников стали оформлять на пенсию. В то время в Капралихе, Калмаке сгорели дирекции, в Снегирёво – контора. Пропали все документы. Анне Яковлевне приходилось по 25 лет трудового стажа каждого человека по ведомостям восстанавливать!

Бывало такое, что сотрудницу архива ругали. Однажды даже в Москву товарищу А.Н. Косыгину написали.

-В нашей больнице работала одна медсестра. Сделала как-то подпольный аборт женщине, и её посадили. Выйдя из тюрьмы спустя десять лет, она пришла ко мне за справкой о её стаже за эти годы, - рассказывает А. Сергеева. – Я проверила. Дала отрицательный ответ. Женщина эта, не долго думая, написала о моём отказе в Москву – мол, Сергеева только и достойна, чтобы в «Крокодил» попасть! Вскоре к нам, в Армизон, пришла депеша…

Начальник такой сигнал, конечно же, без внимания оставить не мог – вызвал подчинённую с объяснениями. Проверив документы, впрочем, отправил Анну на рабочее место.

Не только угрозами, но и взятками пытались люди заполучить справки о трудовом стаже:

-Председатель Орловского сельсовета пришёл как-то за справкой для жены, чтобы та смогла получать пенсию в 7 рублей. Я проверила – она везде числилась, как домохозяйка. Ну, я ему и написала, мол, сведений о работе вашей жены нет. «Миленькая, ну как-нибудь, - не успокаивался пожилой мужчина. - Я вам сто рублей дам!» И только когда я ему милицией пригрозила – успокоился.

Рассказала Анна Яковлевна и о таком случае из своей практики:

-Из Большого Кайнака приехала ко мне женщина – найдите годы стажа. Я принялась за работу, нашла года три, больше нет. Женщина на меня чуть не с кулаками: «Как нету?» Вдруг меня осенило: «А вы замуж не выходили?» - «Выходила. Тебе-то какое дело?!» - фыркнула посетительница. Стала искать по фамилии мужа – нашла ещё несколько лет. И снова как в воду канула. «Вы сколько раз замуж выходили?» - спрашиваю. Оказалось, что женщина сменила семь мужей. А раньше не регистрировали – с кем живёт женщина, ту фамилию и носит. И вот я этих семерых мужчин в ведомостях нашла, и везде она есть. Представляете, скольких ей надо было в нарсуд привести, чтобы подтвердить стаж?.. И смех, и грех, честное слово.

Замкнутая и твердолобая

-У меня характер такой - не могу работать в коллективе, - признаётся Анна Яковлевна. – Одиночество люблю, тишину, когда человек ко мне приходит – даже теряюсь. Так что работа среди документов и справок как раз по душе была…

Не осталось не замеченным такое качество характера сотрудницы архива, как непробиваемость, или, как принято говорить сегодня, поразительная стрессоустойчивость. Говоря об этой своей особенности, А.Я. Сергеева вспоминает о своём непосредственном начальнике – председателе исполкома К.Е. Коростелёве. После походов «на ковёр» в его кабинет со слезами возвращались даже мужчины. А вот Анна властный напор выдерживала стойко, потому что знала – придраться в её работе не к чему. И даже к запрету на лёгонькие платьица, который наложил строгий начальник, отнеслась уважительно: надо, так надо. Конечно, молодость брала своё – хотелось красоты, элегантности, лёгкости, и девушка нашла выход - в её кабинете всегда висел строгий костюм и белая кофточка. На случай заседаний.

Сейчас Анна Яковлевна с теплотой вспоминает то время:

-С удовольствием вернулась бы, да только глаза не глядят, уши не слышат… Всякое бывало за эти годы, мыслимо ли – до самой Москвы прозвенела! – смеётся пожилая женщина и чуть тише добавляет: - Любила я свою работу, не смотря ни на что, любила…

Елена АТАЛЫКОВА