Медиакарта
16:38 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Касается всех

Текст Владимир Князев

Фотолента

Отношения продавца и покупателя просты лишь на первый взгляд и в расхожую формулу «купи-продай» не укладываются. В этом процессе много действующих лиц, порой слишком много. А какова здесь роль властей? На вопросы журнала «Сибирское богатство» отвечает заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.

- Сергей Анатольевич, новый год по традиции начался у нас с повышения тарифов на тепло, электроэнергию, воду…

-Начну с того, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год утверждены Правительством Тюменской области в декабре прошлого года. Их рост соответствует сценарным условиям, а также индексам Минэкономразвития и Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.

Сразу хочу сказать, что региональные власти утверждают предельные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в среднем по Тюменской области, а величина тарифов в конкретном муниципальном образовании определяется местной Думой самостоятельно, исходя из существующей специфики. Тарифы же на тепловую и электрическую энергию для всех групп потребителей устанавливаются Региональной энергетической комиссией Тюменской области, ХМАО, ЯНАО.

Так, например, рост среднего индекса платы за жилищно-коммунальные услуги по Тюменской области составил 18,3%. В 2009 году он был равен 22,1%. Тариф на электроэнергию в 2010 году вырос на 10,6% против 26,8% в 2009 году, на тепловую энергию – 12,4% против 17,8% соответственно.

Отмечу, что рост тарифов в Тюменской области – один из самых низких в Уральском федеральном округе.

Очень важно, что при расчёте все затраты предприятий ЖКХ, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности, сокращены до минимума с тем, чтобы только гарантировать предоставление перечня коммунальных услуг населению. Например, уровень рентабельности составил не более 2%. Перекрёстное субсидирование в тарифах в 2010 году на водоснабжение и водоотведение планируется ликвидировать в 15 муниципальных образованиях области. Вместе с тем нужно учесть, что по-прежнему из областного бюджета в больших объёмах финансируются такие работы, как реконструкция и ремонт тепло- и водомагистралей, котельных и т.д. с целью бесперебойного обеспечения потребителей указанными услугами. Таким образом, все вышеупомянутые подходы и факторы, использованные при расчёте предельных индексов, позволили соблюсти один из основных принципов тарифного регулирования – достижение баланса интересов потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг, то есть доступность этих услуг для потребителей с одной стороны, и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса - с другой. Региональная энергетическая комиссия взаимодействует более чем с 250 субъектами естественных монополий: 13 – сбытовых компаний, около 90 – сетевых, 160 – котельных и 5 электростанций. Принцип баланса интересов, безусловно, распространяется и на это взаимодействие.

РЭК в пределах, утверждённых Федеральной службой по тарифам, устанавливает регулируемые тарифы на электрическую и тепловую энергию. Так, как я уже говорил, с нового года электроэнергия для населения подорожала в пределах 11%, для предприятий рост тарифов составил 14%, тарифы на тепловую энергию по югу области увеличились на 12,4%. Эти цифры находятся у верхних границ предельного уровня роста тарифов, установленных ФСТ России. Вместе с тем нужно принять во внимание, что в росте тарифов на электроэнергию учитываются факторы и расходы, без которых бесперебойное энергоснабжение населения и предприятий, а также дальнейшее развитие электросетевого хозяйства просто невозможно. Например, инвестиционная программа строительства объектов электроснабжения, утверждённая в 2006 году губернаторами Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Причём приоритетными на этот год стали объекты, обеспечивающие реализацию проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», а также незаконченные объекты, переходящие на 2010 год с высокой и средней степенью готовности. На мой взгляд, принимая тарифные решения, РЭК должна уходить от резкого повышения платы за электроэнергию предприятиями области и соседних округов, поскольку это может повлечь за собой значительный рост себестоимости товаров и жилищно-коммунальных услуг, и как следствие - увеличение цен на продукты питания, товары первой необходимости, тарифов для населения, что в условиях сегодняшних нестабильных макроэкономических показателей является обременяющим фактором, и, я полагаю, просто недопустимо.

- Существуют ли у региональных властей действенные методы регулирования цен на продукты, товары и услуги?

-Да, существуют. Так, например, Правительство Тюменской области устанавливает цены и тарифы на пассажирские перевозки, транспортные услуги, товары и услуги организаций коммунального комплекса, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, услуги по паспортизации и плановой технической инвентаризации жилых строений и помещений, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания и др. Органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в пределах предоставленных полномочий, является департамент тарифной и ценовой политики.

Департаментом еженедельно осуществляется мониторинг розничных цен на основные продукты питания на нефтепродукты, проводятся проверки ценообразования на лекарственные средства, в том числе совместно с органами прокуратуры. Эта информация еженедельно докладывается антикризисному штабу Правительства области. Учитывая социальную значимость цен на продовольственные товары, Правительство области осуществляет комплекс мер по стабилизации ситуации на рынке продуктов питания. Одним из приоритетных мероприятий в этом направлении является государственная поддержка местных товаропроизводителей с целью замещения импортного продовольствия и оптимизации ценообразования.

Так, например, Правительством области ведётся работа и по увеличению количества торговых мест на розничных рынках для сельхозтоваропроизводителей области, организации регулярных выездных продовольственных сельскохозяйственных ярмарок, особенно активно проводимых в 2009 году.

В июле прошлого года распоряжением Правительства области создана межведомственная комиссия по проведению экономически обоснованной ценовой политики на социально значимые продовольственные товары. За основу в работе комиссии взяты экономические рычаги и приоритеты рыночной экономики.

Утверждён порядок декларирования отпускных, оптовых цен на отдельные социально значимые продовольственные товары, изготавливаемые (производимые) и (или) реализуемые в Тюменской области. В результате проводимой работы по декларированию цен выработана единая методика сдерживания роста необоснованных затрат и прибыли в структуре цены на социально значимые продовольственные товары в Тюменской области.

Дополнительная возможность государственного регулирования цен закреплена в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который вступил в силу 1 февраля 2010-го.

Так вот, в случае, если рост розничных цен на такие продукты в течение тридцати календарных дней подряд на территории одного или нескольких субъектов РФ, составит 30 и более процентов, Правительство РФ имеет право установить предельно допустимые розничные цены на них на срок в пределах девяноста календарных дней.

Безусловно, это реальная возможность придать стабильность розничным ценам на социально значимые продукты питания и серьёзная мера в защиту интересов наших граждан.

- У нас в области разработана программа по развитию конкуренции. Расскажите, пожалуйста, о ней.

-Как известно, компенсация выпадающих доходов по НДПИ из федерального бюджета с каждым годом будет уменьшаться на 25% и к 2014 году её не будет совсем. В связи с этим стимулирование экономических процессов за счёт государственной поддержки будет существенно ограничено. Поэтому уже сейчас необходимо вырабатывать качественно иной подход к развитию экономики. В свете этого формирование конкурентной политики региона, сопровождающееся появлением новых форм предпринимательства, совершенствованием взаимодействия власти и бизнеса, сокращением прямого бюджетного финансирования становится особенно актуальным.

Ряд отраслей экономики региона характеризуется высоким уровнем конкуренции. Среди них, например, строительство, розничная торговля, услуги сотовой связи. Но такие сферы, как, например, розничная реализация нефтепродуктов, жилищно-коммунальный комплекс, энергетика демонстрируют сегодня неразвитость конкурентной среды, и такая ситуация характерна не только для нашей области.

Кроме того, стоит признать неудовлетворительное состояние конкуренции в ряде муниципальных образований области на отдельных локальных рынках. В качестве примера можно привести: неравномерность развития пассажирских перевозок, аптечных и медицинских учреждений, автозаправок, услуг телефонной и Интернет-связи.

Однако, несмотря на это, в целом, по мнению экспертов, уровень конкурентоспособности Тюменской области достаточно высок и есть все предпосылки для ее дальнейшего развития. Наша региональная программа развития конкуренции разработана во исполнение распоряжения Правительства РФ и в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития и утверждена распоряжением Правительства области в ноябре 2009 года. Её цель - содействие повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики Тюменской области, в том числе путём создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках области.

Задачи программы заключаются в том, чтобы создать системы, исключающие установление органами исполнительной власти Тюменской области и органами местного самоуправления административных барьеров и ограничений для перемещения товаров; сокращении прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; организации сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышении информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления; развитии инфраструктуры товарных рынков области в приоритетных сферах. В программу включены 10 приоритетных отраслей: АПК, розничная торговля, розничная реализация нефтепродуктов, фармацевтическая и медицинская продукция, здравоохранение, строительство, жилищно-коммунальный комплекс, электроэнергетика, информационно-коммуникационные технологии и связь, пассажирские городские и междугородные перевозки. Специфика этих отраслей обусловила перечень мероприятий Программы и ряд индикаторов результативности их реализации.

Вот как, например, будет решаться задача по сокращению прямого участия органов власти в хозяйственной деятельности. Прежде всего она коснётся вопросов использования государственного и муниципального имущества. Здесь предусмотрены, в частности, приватизация государственных унитарных предприятий путём преобразования их в акционерные общества, оптимизация структуры государственного имущества области и функций хозяйствующих субъектов с участием Тюменской области, аутсорсинг отдельных видов деятельности органов государственной власти. Выполнение этих мероприятий позволит создать максимально благоприятные условия и новые формы ведения малого и среднего бизнеса в указанных сферах и оптимизировать расходы бюджета. Решениям задачи создания полноценной региональной информационной базы послужит размещение информации об инвестиционном потенциале, проводимых конкурсах, аналитике развития потребительского рынка на Интернет-ресурсах Тюменской области, что обеспечивает свободный доступ к ней предпринимателей к ней. Максимально полная, достоверная информация им нужна для разработки бизнес-планов, оценки спроса по товарным рынкам и услугам, стратегического развития бизнеса и т.д.

Повышение информационной прозрачности деятельности органов власти будет обеспечено посредством расширения информационно-коммуникационных технологий, таких как проведение открытых аукционов в электронной форме, упрощение порядка предоставления государственных услуг населению и бизнесу посредством сети Интернет и т.д.

Реализация программы конкуренции на территории нашей области расширит возможности бизнеса и даст дополнительный импульс развитию региона.

- Как меры по развитию конкуренции согласовываются с поддержанной Правительством области программой «Покупаем тюменское»?

-При разработке региональной программы конкуренции, по заключению экспертов, розничная торговля была отнесена к сферам с достаточно развитой конкурентной средой.

Целью же акции «Покупаем тюменское», прежде всего, является продвижение товаров местных сельхозпроизводителей и стимулирование предприятий торговли региона к их реализации. Ощутимым эффектом проведения этой акции стало повышение покупательского спроса, увеличение объёмов реализации местной продукции и товарооборота в целом. Уже сейчас ясно, что оборот розничной торговли декабря 2009 года превысил показатель этого же месяца 2008 года на 3 млрд. 660 млн. рублей (декабрь 2008 г. – 16 млрд. 893 млн. руб., декабрь 2009 г. – 20 млрд. 552 млн. руб.).

Думается, призывая «покупать тюменское» и тем самым поддерживая каждого товаропроизводителя области, мы посредством оптимизации цены и качества продукции стимулируем развитие конкуренции как между местными, так и внерегиональными производителями и поставщиками. Этот эффект, в свою очередь, распространяется и на организации, реализующие данный товар, то есть предприятия розничной торговли.

- Насколько в Тюменской области монополизированы рынки топлива и лекарств? Как их сделать более конкурентными?

-В целом в России рынок топлива монополизирован, и Тюменская область не исключение. На юге области эксплуатируется более 200 автозаправочных станций, принадлежащих разным владельцам. Основными поставщиками нефтепродуктов являются «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и «Газпромнефть-Тюмень», входящие в структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний. По данным Тюменского управления Федеральной антимонопольной службы их суммарная доля в объёме розничной реализации нефтепродуктов составляет более 60% - по автобензину и 70% - по дизельному топливу. В собственности или пользовании у ОАО «Газпромнефть-Тюмень» находятся более 40% всех АЗС региона.

В соответствии с действующим законодательством региональные рынки нефтепродуктов контролируются территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы. В целях обеспечения контроля за динамикой цен на потребительском рынке области департамент тарифной и ценовой политики совместно с органами местного самоуправления и во взаимодействии с управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области еженедельно проводит мониторинг цен на нефтепродукты, реализуемые АЗС юга области. Политика Федеральной антимонопольной службы направлена на демонополизацию этой сферы. Полагаю, одним из вариантов решения этого вопроса может стать организация биржи нефтепродуктов с привлечением большего количества организаций.

Что же касается рынка лекарственных средств, то их конкурентоспособность должна достигаться путём соблюдения антимонопольного законодательства и установления оптимальных цен на лекарственные изделия через деятельность ФАС и органов исполнительной власти Тюменской области.

Думается, значительную роль в этом отношении может сыграть развитие отечественного производства лекарственных препаратов и медицинских изделий.

- Вы уже упоминали о новом законе о торговле. Изменит ли он сложившуюся ситуацию на рынке?

-Прежде всего, отмечу, что раньше, несмотря на отсутствие в законодательстве специального закона, регулирующего сферу торговли, и в особенности взаимоотношения производителей и представителей торговли, Правительство Тюменской области проводило активные меры по развитию отрасли, в том числе по поддержке местных сельхозтоваропроизводителей и обеспечению их доступа на потребительский рынок региона. Вступивший в силу Федеральный Закон чётко регламентирует сроки расчётов торговых организаций с поставщиками в зависимости от вида товара. Это значительный шаг вперёд, прежде всего в вопросе сокращения сложившейся кредиторской задолженности организаций торговли перед поставщиками. Данная норма позволит производителям и переработчикам значительно снизить объёмы отвлечённых оборотных средств и пустить их на реальное развитие производства или погашение собственных кредитных обязательств.

Отмечу, что сроки, установленные Законом, соответствуют практике большинства европейских государств, и некоторые российские торговые сети уже перешли на их применение. Теперь это будет закреплено законодательно.

Что касается так называемых «бонусов», то Закон чётко отделяет договор поставки от возможности оказания каких-либо услуг: рекламных, маркетинговых и др., которые каждый производитель может определять для себя самостоятельно как необходимые. В договоре поставки Законом разрешено устанавливать только вознаграждение за приобретение торговой организацией определённого количества товаров на уровне не более десяти процентов от цены приобретённых товаров.

Кроме того, согласно Закону, продовольственные сети, доля которых превышает 25% объёма всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района или городского округа, лишаются возможности приобретать дополнительные торговые площади. Ритейлеры резко выступали против такой нормы, мотивируя это тем, что в стране и так не хватает торговых площадей, и ограничивать развитие этого сектора экономики – едва ли не преступление перед покупателем, которому придётся оплачивать неэффективность слабых игроков рынка.

Кроме того, для реализации данной нормы потребуется специальная методика расчёта доли торговых сетей на уровне муниципальных районов и округов, поскольку в настоящее время этот показатель Росстатом не формируется.

Законом установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, запрещающие создавать дискриминационные условия и навязывать контрагенту так называемые «кабальные» требования.

Также у государства появилось право регулировать цены в случае их значительного роста, о чём я уже говорил.

В целом, думается, перед нами достаточно сбалансированный закон, учитывающий интересы всех заинтересованных сторон и регламентирующий порядок взаимодействия участников рынка, распределение полномочий органов государственной власти, федеральных и региональных, и органов местного самоуправления.

В настоящее время Правительство области активно готовит изменения в закон «О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности» 2001 года в соответствии с новым федеральным законодательством, а также разрабатывает нормативные акты, необходимые для реализации федерального закона.

Уважаемый Сергей Анатольевич, редакция журнала «Сибирское богатство» благодарит Вас за ответы на наши вопросы и надеется на дальнейшее сотрудничество с вашим Департаментом.