Так уважительно называют Григория Степановича Бочанова тюменские художники. В Тобольск Григорий Степанович приехал восемнадцатилетним пареньком и остался навсегда. Очень скоро, сразу после праздника Победы, десятого мая 2010 года художнику исполнится 88 лет.
Живет он постоянно в Тобольске. Из города отлучался только на защиту Отечества (с 1941 по 1947 год служил в береговой охране на Тихоокеанском флоте) и в творческие командировки по стране.
С картинами прославленного живописца, члена Союза художников России с 1956 года я впервые познакомилась на его персональной выставке в 1982 году в Тобольском музее-заповеднике. Раньше я их видеть не могла, так как долгое время жила на севере нашей области.
Жарким летним днем, гуляя по кремлю, зашли с сыновьями на выставку картин Григория Бочанова, посвященную 60-летию художника. Она размещалась в северном приделе Софийско-Успенского собора. Двери были открыты настежь. Вошли в помещение... Небольшой камерный зал. В дверной проем с улицы врывалось солнце, делая зал по-домашнему уютным.
Все сто работ, представленных художником, оказались прекрасными. Было много пейзажей. В основном на тобольскую тематику. А натюрморты так хороши, что трудно отвести взгляд. Они светлы и радостны. Я и не предполагала, что на выставке меня ждут сюрпризы, а они всегда запоминаются надолго.
Переходя от полотна к полотну, дошли до картины «Пристань в Березове». Увидеть знакомое место на выставке картин стало для меня большой неожиданностью. Эту работу художник написал в 1963 году, находясь в командировке на Севере. Я же видела пристань из окна своей квартиры в Березове ежедневно в течение девяти лет.
Мы жили в доме рядом с речным вокзалом, на горе, пятнадцать метров над уровнем реки.
Березово стоит не на самой Оби, а в стороне, на реке Сосьва. Весной река разливается до самого подножия горы. А к концу лета вода уходит далеко назад, до середины реки. Вот туда-то и был проложен тесовый настил на сваях. Только там могли причалить к дебаркадеру пассажирские и грузовые суда. По этой дороге, мощенной толстыми плахами и огражденной перилами, в обе стороны шли машины и люди. Для Березово пристань была такой же достопримечательностью, как Прямской взвоз для Тобольска. Была и своя деревянная лестница от здания вокзала вниз с горы, правда, круче лестницы Прямского взвоза и поуже по размерам.
Художник очень достоверно передал на холсте уникальную пристань, выступающую далеко в холодную реку Сосьву. Им любовно выписаны все детали этого сооружения. Он верно подобрал цветовое решение, и зрители видят полдень в северном поселке.
Картина никого не оставит равнодушным, потому что Березово на слуху у россиян с 1727 года, когда туда был сослан любимец Петра I Александр Данилович Меншиков с семьей.
Уже через год после написания «Пристани в Березове» картина экспонировалась на первой зональной выставке «Урал социалистический» в Свердловске и была оценена как лучшая из серии работ тобольского художника Бочанова по передаче «глубинности пространства».
В 1979 году в Березове открылся краеведческий музей. Его сотрудники приобрели у автора эту картину. Забегая вперед, скажу, что той деревянной пристани в Березове больше нет. Ее заменили насыпной в 2003 году – к 410-летию со дня основания поселения.
Теперь картина Г.С. Бочанова «Пристань в Березове» из разряда художественных произведений перешла в разряд исторических документов, подтверждающих, что в прошлые века причал здесь был деревянным, уходящим на середину северной реки.
Следующим полотном, тронувшим мою душу, было «Здесь кончается Иртыш». Это место знакомо далеко не всем. Его знают те, кто хоть раз спускался вниз по Иртышу до слияния его с Обью. С борта теплохода хорошо видна четкая граница желтого Иртыша и прозрачной Оби.
«Вода иртышская желта,
Как будто мылись
в ней калмык,
Монгол, джунгарец,
кашкарлык,
Китаец и киргиз,
И все течет
к Тобольску вниз...»
– сказал об Иртыше поэт XX века Леонид Мартынов.
Место, где кончается Иртыш, я видела не единожды, прожив тридцать лет в Ханты-Мансийском национальном округе. Первый раз эту «границу» я пересекла в семилетнем возрасте на пароходе «Москва», торопясь в Сургут на учебу в школу. Пассажиры всегда внимательно вглядываются в водную гладь в этом месте и не перестают удивляться увиденному.
То, что Бочанов сумел разглядеть это явление природы на необъятных просторах Севера и запечатлеть его на холсте, говорит о незуарядных способностях мастера-пейзажиста. Каждый художник видит и чувствует окружающий мир по-своему. Бочанова потряс этот природный феномен, происходящий на реке тысячелетия. И в 1962 году он написал художественное произведение на основе исторического факта, достоверность которого может проверить любой желающий.
Недавно я спросила Григория Степановича, как он додумался написать картину «Здесь кончается Иртыш». А он ответил: «Когда нас везли на барже летом 1929 года, нам показали это место. А детская память цепкая» (семью сослали на Север после раскулачивания). В ту пору ему было только семь лет. Видно, уже тогда мальцу было предопределено свыше стать художником. Думаю, уже в то время у него зарождалось чутье живописца, которое он развил в себе с годами.
Картина «Веселенький цветок герань» напомнила мне, что герань на Руси была особо почитаема в домах помещиков. Она отпугивала моль. А у них было чем поживиться этим летающим насекомым. После установления советской власти помещиков раскулачили. У них отняли все имущество. Досталось и герани. Ее старались предать забвению. Герань стали презрительно называть мещанским цветком. Об этом помнят люди старшего возраста. Прошли годы, и герань снова желанна в домах россиян. Она стоит на окне, и яркие шапки цветов напоминают нам о короткой летней поре.
О судьбе своей картины «На диком бреге Иртыша» (Тобольский кремль) он узнал от Сергея Николаевича Лебедкина. Тот, вернувшись с курорта, рассказал Бочанову, что его работу «На диком бреге Иртыша» он видел в Кисловодском художественном музее имени Н.Я. Ярошенко. Еще три картины нашего знаменитого земляка находятся в музеях Краснодарского края.
До начала девяностых годов XX века представители Министерства культуры СССР отбирали и закупали для музеев страны лучшие работы художников на зональных и республиканских выставках. Произведения Григория Степановича находятся в Тобольском музее-заповеднике, в музеях изобразительных искусств и краеведческом в Тюмени, в частных собраниях в России, Казахстане, Грузии, Англии, Германии, Италии, Югославии, Польши, Турции, США.
С той памятной персональной выставки в 1982 году я стала поклонницей таланта Г.С. Бочанова. Я очарована его смелой живописью, сильной и очень русской. Тогда мы купили каталог его картин, выпущенный тиражом 1000 экземпляров.
Бочанов – лауреат премии А.А. Дунина-Горкавича. Ему присвоено звание заслуженного гражданина города Тобольска.
В мае 2002 года состоялась его персональная выставка, посвященная 80-летию художника. Все стены выставочного зала музея-заповедника были заполнены полотнами, написанными в разные годы и собранными для вернисажа из запасников музеев, частных коллекций, из мастерской художника.
Искусствоведы города и ценители прекрасного по праву считают Г.С. Бочанова певцом сибирской земли.
Музей-заповедник к юбилею художника выпустил замечательный буклет. Но в этот раз тираж его составил всего сто экземпляров.
Заветная мечта художника в настоящее время – выпустить альбом со своими картинами. А их немало. Все они, собранные вместе, послужили бы во славу Сибири и древней столицы – Тобольска. Вот уже больше года пожилой художник, ветеран Великой Отечественной войны, хлопочет о своем детище.Макет будущего альбома у него есть, но нет средств на издание.
Григорий Бочанов все богатство души своей, свой талант, все свое умение, свой бесценный дар живописца отдал людям. Хочется надеяться, что в год празднования 65-летия Победы тобольский классик увидит свой долгожданный альбом.
Галина Кондакова