Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/
Возле колледжа искусств (сейчас академии) несколько лет назад художники мечтали устроить что-то вроде Арбата. Они предлагали свободное пространство именовать площадью Искусств. Но утвердилось другое название – площадь имени Губкина. На этом участке между улицами Республики и Геологоразведчиков лет 30 назад были высажены деревья. Они окрепли, «повзрослели» и похорошели. Сегодня стройные ряды берез и несколько елей создают уютный уголок отдыха среди многоэтажек.
Академик-провидец
Имя человека, закрепившееся в городской топонимике, можно сказать, предопределило судьбу Сибири. Иван Михайлович Губкин (1871-1939) – советский геолог, основатель нефтяной геологии, академик АН СССР. В 1932 году в своем научном труде «Учение о нефти» он разработал основы теории происхождения нефти, условия формирования ее залежей и др. Губкин обосновал возможность создания «второго Баку», руководил исследованиями Курской магнитной аномалии. Иван Михайлович организовал ряд учебных и научных учреждений в стране, принимал активное участие в решении вопросов индустриального развития Урала, Сибири, Дальнего Востока, Закавказья.
В 1932 году на выездной сессии Академии наук в Свердловске академик Губкин предложил вести поиски нефти на восточных склонах Уральского хребта. А в 1934 году в Уфе на совещании геологов треста «Востокнефть» Иван Михайлович высказал гипотезу о существовании колоссальных запасов нефти и газа в районе Оби. Вскоре это подтвердили изыскания геологической партии Виктора Васильева.
Газета «Красное знамя» за 18 января 1943 года поместила любопытную статью под броским заголовком «Поиски нефти в районе Тюмени». «Первый, кто обратил серьезное внимание на Западно-Сибирскую низменность, был академик Иван Михайлович Губкин, высказавший предположение, на основе аналогии с нефтяным месторождением Соединенных Штатов Америки, что углесодержащие отложения восточного Приуралья могут перейти в нефтесодержащие, – сообщает газета. – В целях планомерного изучения низменности бывший нарком нефтяной промышленности Лазарь Моисеевич Каганович специальным приказом №13 от 22 ноября 1939 года обязал Государственный союзный геофизический трест организовать Западно-Сибирскую геофизическую экспедицию. В 42-м году для изучения был избран район Тюмени. Проведенные геофизические исследования дали самые благоприятные результаты, которые сейчас мы рассматриваем пока как предварительные». Война отодвинула планы геологов.
«23 сентября 1953 года вблизи поселка Березово, известного тогда лишь по картине Сурикова «Меншиков в Березово», ударил первый в Сибири мощный фонтан природного газа! С гулом и грохотом под давлением в 128 атмосфер вырвался с глубины 1300 метров столб воды и газа. Скважина выбрасывала в сутки до миллиона кубометров газа и пятьсот кубометров воды. Шум от фонтана слышен был в радиусе 10 километров. «Кричи, младенец, набирай силы, расти большим!» – шутили люди, радуясь первой большой победе… В 1965 году на реке Пурпей скважина №1 вскрыла на глубине 700 метров колоссальную газовую залежь. В память о большом советском ученом это месторождение названо Губкин-ским», – отметил в своей книге «Тюменский меридиан» Борис Щербина. Сейчас на карте Тюменской области есть и город Губкинский.
Любопытно, что еще в древности в сказаниях остяков и вогулов упоминалось об огненных драконах, парящих над болотами. Прообразы тех драконов – случайные возгорания нефтяных и газовых выбросов из земли. В царской России предпринимались попытки вести нефтеразведку, но помешали революция, Граждан-ская война. В советские годы, во многом благодаря академику Губкину, были обнаружены сокровища сибирской земли.
«Памяти павших. Ради живых. Во имя правды»
Эти слова написаны на мемориале воинам-тюменцам, погибшим в Афганистане. Монумент установлен в сквере, возле просторной площадки. (Автор памятника – скульптор Геннадий Вострецов). Здесь в феврале 2008 года прошел митинг, посвященный 19-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. На митинг собрались матери погибших ребят, их друзья, курсанты, общественные деятели... Почтили минутой молчания лучших сынов Родины. Красные гвоздики заалели у памятника. Собравшиеся вспоминали воинов-интернационалистов, многим «афганцам» на митинге вручили орден «За Веру и Верность»… Но не только по памятным датам приходят тюменцы к этому мемориалу. Даже случайные прохожие возле него замедляют шаг.
На монументе выбиты имена погибших в Афганистане. Из большого списка мне особенно дороги два имени: Андрей Новопашин и Олег Репин. Когда о войне в Афганистане стали писать открыто, мне довелось побеседовать с матерями, не дождавшимися своих сыновей с той проклятой войны. Из воспоминаний Валентины Георгиевны, мамы Олега Репина:
«Учился Олежек в 37-й школе. Любил математику, историю. Как все, спортом увлекался – плаванием, очень теннис любил. Окончил музыкальную школу по классу баяна. Хотел в индустриальный институт на геологический пойти, потом все же поступил в ТВВИКУ. Распределили Олега в город на Украине. Приехал он в апреле в отпуск. Я сразу почувствовала: Олег как-то изменился, задумчивым стал. Ляжет на диван, молчит. До конца отпуска оставалось три дня – приходит телеграмма: «Срочно прибыть в часть». Я прошу Олега: «Хотя бы еще на денек останься». – «Нет, мама, мне нужно». Уехал... и не вернулся… Сын писал нам, что все у него хорошо. А потом передали его вещи. Олег, видимо, в отпуск собирался, купил три платочка. Такие красивые, с блестками. Бабушке, сестренке Лене и мне. Письма наши сохранил. Олежек все спрашивал: «Как Лена, как здоровье у бабушки, как ты, мама?». Пришло из Афганистана и казенное письмо: «Ваш сын лейтенант Репин Олег Викторович, командир взвода инженерно-саперной роты, в очень сложной обстановке скоротечного боя сумел организовать круговую оборону. Во время боя ваш сын Олег показал образец мужества, стойкости и отваги, он неоднократно поднимал свой взвод в контратаку. В одной из таких контратак лейтенант Олег Репин погиб. За смелость, мужество и отвагу ваш сын представлен к награждению орденом «Красная звезда» – посмертно». Олегу было всего лишь 23 года…
Из воспоминаний Анны Михайловны, мамы Андрея Новопашина:
«Андрюша с четырех лет мечтал быть военным. Мы жили недалеко от ТВВИКУ, из нашего окна часто можно было видеть курсантов. Вот они идут строем по улице, Андрей подбежит к окну: «Мама, я тоже хочу быть солдатом!». «Андрюша, ты еще маленький. И разве тебе хочется по жаре такой маршировать?» – говорю ему. А он: «Я, мама, вырасту, буду большим солдатом!». Окончил среднюю школу и вместе со своим братом Володей поступил в ТВВИКУ. Андрей и Володя у меня близнецы. Учились хорошо. И в школе братья Новопашины были на виду: Володя – комсорг школы, у Андрея много друзей. Куда он, туда и вся компания. Помню, из училища идут в увольнение: Володя – со своим другом, с Андреем – трое-четверо ребят. После училища сыновья служили на Дальнем Востоке. В отпуск Андрей часто приезжал домой. Когда он в Тюмени был, в Афганистан из его части отправили одного парня. Андрей мне потом говорит: «Хотели меня в Афган направить, а я в отпуске находился. Нехорошо как-то получилось». С повторным набором Андрея и Володю направили в Афганистан. Я заявление в Министерство обороны написала, чтобы одного сына мне оставили. Володю мне и вернули.
Андрюша писал часто, все обещал, что скоро встретимся. Летом его друг в отпуск приезжал. Пришел к нам домой, принес 60 роз. У меня тогда юбилей был. «Это, – говорит, – вам от Андрея». Из госпиталя Андрюша сообщил: «Можете гордиться своим сыном – меня представили к правительственной награде – медали «За отвагу». Его взвод попал под обстрел. Андрея контузило, отбросило волной. Он встал, довел командование до конца. Потом, после боя, у него кровь из горла пошла. Контузило Андрея как раз в его день рождения… 29 ноября 1986 года Андрей летел самолетом из Кабула в Джелалабад. На борту было 32 человека, несколько тон взрывчатки. Ракетой «Стингер» их самолет сбили. В радиусе падения самолета на расстоянии 15 метров все сгорело…».
…Похожие судьбы и у парней, чьи имена написаны на мемориале. Эх, каких ребят мы потеряли…
Небесный покровитель воинов
Рядом с мемориалом выстроена часовня во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Батюшка, принимавший записочки об упокоении души, сказал мне: «124 наших земляка сложили свои головы в Афганистане. Каждый день мы поминаем их».
Дмитрий Донской является небесным покровителем всех воинов, поэтому появление часовни в сквере совсем не случайно. На его белоснежной стене можно прочесть памятную табличку: «Милостью Божьей по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в лето 2006 года месяца июля дня 25 от Рождества Христова освящен сей камень и поклонный крест во основании православной часовни…». И уже в октябре 2007 года ее выстроили. В церемонии открытия приняли участие более 200 семей, чьи родные погибли в Афганистане, в Чечне, во время других локальных конфликтов. На освящение часовни приезжал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.
Она небольшая по размерам, похожа на белую башенку. Вечером, когда включается подсветка, особенно в зимний заснеженный день, часовня предстает каким-то чудом. Внутреннее убранство скромное, горят свечи возле иконостаса. Автор иконостаса – Виктор Салмин, церковную утварь привезли из Тобольска и Екатеринбурга.
Часовню построили на пожертвования нескольких тюменских предприятий и благотворителей.