Медиакарта
9:38 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность  ребёнка к школе
13:46 | 25 марта 2011
Источник: Сельская новь

Готовность ребёнка к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. На базе этих предпосылок в младшем дошкольном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус - дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде: хорошее физическое развитие ребенка, развитый физический слух, развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика, нормальное функционирование ЦНС, владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции), и т. д.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. сознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их: сформированность звуковой стороны речи, полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу звукового состава речи, умение пользоваться разными способами словообразования, сформированность грамматического строя речи. Ребёнок должен владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, непонятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми и раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье понимают малыша с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами.
Школьники, с несформированной звуковой стороной речи, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции. Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной проявления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме). У школьников наряду с нарушением произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

За долгие годы работы с детьми я убедилась, что дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов. Поэтому в каждой возрастной группе нашего детского сада имеются логопедические уголки, в которых помогаю исправить речевые недостатки, а также индивидуально консультирую родителей по вопросам правильного звукопроизношения.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха!

Н. Тишина, учитель – логопед МА ДОУ детский сад «Ёлочка»