Ах, как время летит, она с годами не стала моложе, но в женщине, о которой пойдет рассказ, в ее простой и прекрасной душе, нет ничего искусственного, наносного, вычурного. Вся её жизнь, а она разменяла 90, протекает в родном Абатском, открыто, на виду у людей, окружающих её.
1938 год. Семнадцатилетняя девушка начинает изучать новое для себя дело – телеграф. Привыкала к пульту управления не один месяц, особенно требовательными клиентами были руководители района: секретари райкома партии, председатель райисполкома. Время шло, и Лена Баукова стала работать самостоятельно, но учитель Павлик Завьялов по-прежнему приходил на телеграф в дни её дежурства. На почте его уважали. Несмотря на молодость, все звали по имени и отчеству - Павел Иванович. О том, что Павел не равнодушен к ней, узнала не сразу. Ей сказала об этом Тоня Юрицина, работница страхового отдела:
- Не зря же он на танцы начал ходить.
Лена видела, что Павел Иванович приходил туда на костылях (он был инвалидом с детства), садился где-нибудь в уголок и смотрел на танцующих.
Танцевать она любила, и если не работала, то приходила в клуб, с танцев её неизменно провожал Павел Иванович.
Первого апреля 1940 года – знаменательная дата в жизни Елены Филипповны. Она вышла замуж. Знакомые шутили: «Ну и выбрали вы денек! Верить в вашу свадьбу или обманете?» Павел Иванович, улыбаясь, отвечал: «А мы докажем, что и в первый апрельский день свершаются серьезные дела и на всю жизнь».
В новой семье молодая женщина почувствовала, прежде всего, теплоту. Родная мама её умерла рано, девочке едва исполнилось два года, может, поэтому она ощутила ласку Елизаветы Денисовны – матери мужа и с первых дней семейной жизни начала называть свекровь желанным для неё словом - мама.
Муж в это время уже работал заместителем начальника почты.
22 июня 1941 года. Тот июньский день Лена запомнила на всю жизнь. Приняв сообщение о начале войны, она на несколько секунд замерла на стуле, а потом начала звонить руководителям района. Был воскресный день и у телефонов оказались только дежурные. Им-то и передала печальное известие. В тот день вместо массового гуляния за Ишимом после обеда во всех колхозах и совхозах прошли митинги, а в Абатском комсомольцы собрались на внеочередной пленум. Вскоре на почте был получен приказ: отправить на фронт телеграфистку Завьялову. Но Лена ждала ребенка и вместо неё была направлена Клава Голубцова (Шарапова).
- Обидно мне было, - вспоминает Елена Филипповна, - но пришлось дома остаться.
Вскоре родилась дочь Лида, а через два года еще одна дочь – Валя. Через семь лет у Завьяловых появилась младшая дочь Вера. Павел Иванович шутил: «Бог любит троицу».
Елена Филипповна признается: «Я прожила счастливую жизнь. В муже всегда чувствовала опору и понимание, никогда мне не было за него стыдно. А каким чудесным отцом он был! Его забот и внимание к семье позволяли мне всю жизнь не только воспитывать детей, но и работать…»
И правда. В трудовой книжке Лены всего три записи: принята учеником телеграфиста в Абатскую почту, переведена на должность телеграфиста, освобождена от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. И все. И это более чем за сорок лет трудовой деятельности!
Вместе с мужем растили они дочерей. Старшая Лида всю жизнь трудилась бухгалтером райпотребсоюза. Как и у мамы, в её трудовой книжке записи о приеме на работу и выходе на пенсию. Средняя – Валя, ей уже 68 лет, преподаватель начальных классов, как говорится, всю жизнь на виду. У Вали чудесный голос, прекрасный слух. До сих пор помнят её в Тушнолобово, где она работала заведующей детским садом, как активную участницу хорового коллектива.
Младшая Верочка – инженер – строитель. Тоже уже на пенсии. Живет в Заводоуковске. Все три дочери – ветераны труда, а мама – ветеран войны и труда.
У Елены Филипповны шесть внуков и девять правнуков. Все вместе собираются не часто. У каждого дела, но собираясь вместе, радуются.
24 марта в семье торжество – Лидии Павловне – 70. Поздравляем! Желаем всех благ!
Когда Елена Филипповна уходила на заслуженный отдых, то мысленно задавала один и тот же вопрос: что будет делать, чем заниматься? Не привыкла сидеть в четырех стенах. Но уже вскоре дело нашлось.
Как-то сосед, участник войны, Николай Андреевич Тюменцев, встретив её на лестничной площадке, сказал: «Музей организуем. Завтра опять с Филимоном Антоновичем (тоже соседом) пойдем плотничать. Женщины помогают. Пойдешь?»
И она пришла. А там уже были Шура Комлева, Клава Шарапова, Таня Лапич, Таня Володина…
Мужчины делали полки для экспонатов, женщины помогали им. Присели отдохнуть. Неугомонная Шура Комлева запела: «Что ж ты, сокол быстрокрылый, призадумался сидишь?» Эту старинную песню знали все. На следующий день пригласили баяниста Дома культуры, кстати, тоже фронтовика, Семена Васильевича Белозерова. Так в Абатском появился самодеятельный коллектив, переросший в хор ветеранов войны и труда. В 1981 году в нем было всего девять человек. В их числе и Елена Филипповна. Конечно, привлекали её не столько песни, сколько музыка. Она очень любила танцевать. Как только заканчивалась репетиция, баянист играл плясовую. Обычно первым на круг выходил участник войны Аркаша Черепанов, за ним Лена, а там не могли усидеть на месте Аня Сеногноева, Клава Шарапова, Женя Чупина…
Коллектив рос, разнообразной стала и его программа. Теперь уже наши танцоры выходили на сцену. Лене нравилась кадриль. Баянист нашел ноты, и много лет она танцевала именно под эту музыку. Помню, как-то ведущий назвал возраст Елены Филипповны, а тогда ей уже было 87. Она вышла на сцену и сплясала так, что кто-то из зала задал вопрос: «Насколько десятков лет ошибся ведущий?»
Как-то мы были на фестивале в Омской области. Там требовали возраст каждого исполнителя. После концерта ко мне подошел один из организаторов фестиваля и переспросил, соответствует ли указанный возраст двух исполнителей. Речь шла о Елене Филипповне и Олеге Черных. Уверена, что и в свои 90 с гаком Елена Филипповна перепляшет любого молодого. В коллективе её уважают. Бывало, разучиваем новую песню, начнет немного получаться, а Лена скажет только одно слово: «Здорово!» Так скажет, что улыбнутся все. Светлый человек, Елена Филипповна, светлый и справедливый. Она не привыкла держать обиду при себе. Выскажет все, о чем думает. Эта черта характера свойственна всему нашему поколению.
У нас есть твёрдая вера –
Весь путь, что судьбою отпущен,
Прошло поколение честно.
И жизнь не сломала нас.
А. Везель