Медиакарта
1:49 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Красота Божьего мира – в сердце каждого человека


досье

Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, ректор Тобольской Православной Духовной семинарии

Родился 11 марта 1952 года в поселке Удельное Раменского района Московской области в семье рабочего. В 1974 году окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором. В 1984 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1987 году — Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 ноября 1990 года в Богоявленском соборе Москвы рукоположен во епископа Тобольского и Тюменского. Назначен ректором Тобольской духовной семинарии. С 1994 по 2009 год являлся членом Синодальной богословской комиссии. В 1999 году возведен в сан архиепископа.

Решением Русского биографического института обладатель звания «Человек года – 2001» в номинации «Религия». По мнению «Клуба-7» – главных редакторов ведущих СМИ области, архи­епископ Димитрий отмечен в номинации «Личность года – 2010».

Награды: медаль преподобного Сергия Радонежского II степени, орден святого равноапостольного князя Владимира III степени, орден преподобного Сергия Радонежского II степени, орден преподобного Серафима Саровского II степени, орден святителя Иннокентия Московского II степени, крест святого Апостола и Евангелиста Марка II степени (Александрийская церковь), крест святителя Апостола Павла (Элладская церковь), орден святителя Кирилла Туровского II степени (Белорусский экзархат Русской православной церкви).


цитата

Cамым великим чудом я считаю возрождение Православной церкви в России.

ДИМИТРИЙ, архиепископ Тобольский и Тюменский


цитата

Пасха – это радость на сердце. Смерти не существует для человека. Поэтому важно в Светлое Христово Воскресение всех простить.

ДИМИТРИЙ, архиепископ Тобольский и Тюменский


Гость редакции – архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Рано или поздно человек задумывается о смысле своего существования. Вопросы веры и бытия до поры до времени в нашей стране трактовались под искривленным идеологическим углом. Сегодня не только взрослые, но и молодежь приходит в храмы, ощущая в этом душевную потребность. Вот почему на очередном заседании клуба «От первого лица» решили поговорить на актуальнейшую тему духовно-нравственного возрождения Сибири с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием.

Тем более что у православных продолжается Великий пост, предоставляющий возможность скорректировать поведение, посмотреть на себя другими глазами, что-то изменить в жизни к лучшему.

Самое главное – перемены в людях

Александр Скорбенко:

– Владыка Димитрий, в общей сложности вы уже около двадцати лет находитесь на Тобольско-Тюменской кафедре, можно сказать, возродили ее из руин. Что удалось изменить за эти годы?

Архиепископ Димитрий:

– Перемены, произошедшие за двадцать лет, очень заметны и в цифрах, и, самое главное, в людях. У нас сложились хорошие взаимоотношения с Тюменским госуниверситетом. Это важно, так как многие священники заочно оканчивают вузы, некоторые – аспирантуру, защищают кандидатские диссертации, пишут докторские. Все это – приметы времени, итоги перемен, о которых раньше нельзя было ни говорить, ни думать.

К сожалению, мы не замечаем, что самые чувствительные и самые ранимые сейчас — молодежь и дети. Они страдают, и эту боль Церковь чувствует каждый день. Порой даже очень высокопоставленные люди обращаются за помощью к священникам: что делать, если ребенок – наркоман, болеет СПИДом? Причины в том, что ни духовно, ни нравственно мы не предостерегаем своих детей.

Прошедшие двадцать лет свидетельствуют: прогресс идет. Хотелось бы, чтобы он шел быстрее, но каждый фрукт зреет в определенном возрасте. А чтобы вызрело общество, нужно время, но доброе прививать надо.

Раиса Ковденко:

– Вопрос в продолжение темы. Вы сказали, что человек меняется. На мой взгляд, больше в худшую сторону: исчезает общность, каждый живет сам по себе. Раньше знакомые или родственники могли «нагрянуть» в гости без звонка. Двери были фанерные, в деревнях они вообще не закрывались…

Архиепископ Димитрий:

– Можно много говорить о сахаре, о меде, но если их не давать, то вкуса люди не будут знать. Так и духовно-нравственное просвещение. Нужно возрождать духовные традиции. Церковные праздники, крестные ходы помогут объединиться. Что касается замкнутости людей, то это прежде всего вопрос безопасности. Такой жесткой преступности, как сейчас, раньше не было. Ключ дверной оставляли под ковриком или у соседки. Представляете, мы со старшим братом, будучи школьниками, одни ездили в Харьков, в Киев. Кто сейчас одних детей отпустит?! Поэтому повторюсь: нужно заботиться о духовности, о нравственности и постараться не унывать.

Антон Шароев, дирижер, руководитель оркестра «Камерата Сибири», г. Тюмень:

– Рад вас приветствовать, владыка Димитрий. У меня вопрос по поводу оперы «Христос» Рубинштейна. Возможно ли ее с вашего благословения показать в святом граде Тобольске?

Архиепископ Димитрий:

– Антон Георгиевич, конечно, возможно. Когда у вас будет свободное время, встретимся и обсудим, как организовать в пасхальные дни это благое мероприятие. Буду очень рад с вами увидеться.

Татьяна Тихонова:

– Есть ли в епархии программа строительства храмов?

Архиепископ Димитрий:

– Как таковой нет. Здесь действует другой принцип. Сначала создается община – 10–15 человек под духовным руководством священника. Далее ведутся разговоры о том, чтобы появились молитвенная комната или молитвенный дом. Последняя ступень – официально зарегистрированная община, которая и может заявить о желании построить храм. Эта потребность всегда «растет» от людей! В Тюмени был случай, когда сама епархия предложила местной общине не строить новый храм, а восстановить взорванный – Благовещенский собор. Конечно, сейчас он расположен в другом месте. Начав строительство там, где он был раньше, мы бы нарушили уже сложившуюся инфраструктуру города, поэтому было принято решение восстановить собор в новом месте – в сквере Депутатов.

Александр Скорбенко:

– Читатели интересуются, когда же будет достроен этот храм?

Архиепископ Димитрий:

– Это воистину грандиозная стройка. В нее уже вложено много средств. Для меценатов, которые до кризиса взяли на себя основное бремя финансирования, сейчас наступили сложные времена. Но дело не остановлено!

Татьяна Иванова, г. Тюмень:

– Можно ли обращаться к священнослужителям с житейскими вопросами после службы?

Архиепископ Димитрий:

– И даже нужно! Но я бы посоветовал, если вопрос терпит, обратиться в будничный день. Подойдите к батюшке заранее, например в воскресенье, и спросите, когда можно прийти за советом на неделе. Хорошо, если выберете храм, который находится ближе к дому. Тогда и батюшка будет вас знать, легче будут решаться многие личные и семейные вопросы – они тоже имеют духовную составляющую.

  • Бога не увидишь, если духовно слеп

Маргарита Шаманенко:

– Ваше детство и взросление выпали на время массовой атеистической пропаганды. Скажите, как вам удалось сохранить веру, кто повлиял на выбор жизненного пути?

Архиепископ Димитрий:

– Мой отец, инвалид войны, пришел домой израненный и контуженный. «Войну победили верующие люди, – говорил он нам. – Ведь кто воевал? Тот, кто родился до революции…»

А как-то рассказал случай про то, что политрук, обнаружив Евангелие, разорвал его, а солдаты потом по листочку собрали и сохранили.

Отец убеждал и просил, чтобы мы оставались верующими.

Я рано его лишился. Но уже в детском возрасте у меня возникали вопросы: почему нельзя верить, я что, кого-то обижаю? Когда школьные друзья приходили в гости, перед чаем мама просила помолиться и перекреститься. А потом кто-то в школе об этом рассказал, и все стали допытываться: «Вы что, религиозной пропагандой занимаетесь?..»

Был случай, когда моя вера могла бы пошатнуться… Но устояла! Это когда Юрий Гагарин полетел в космос. Помню, нас собрали и объявили: «Человек в космосе! Ура, космос наш! Ура, Бога нет!» В расстроенных чувствах бреду домой и думаю: «Ну как так? И храмы теперь закроют?» Брат в это время уже учился в семинарии. Поехали мы к нему узнавать, что дальше будет. Сидим, делимся сомнениями. Кто-то из семинаристов сказал: «Посмотрите, Гагарин поднялся-то всего на 280 километров, 20 километров не долетел – не разглядел Бога». Стало уже повеселее. Потом слово взял брат: «Бог есть дух! Лети ты хоть на Марс, хоть на Венеру, к какому хочешь созвездию, но и там ничего не увидишь, если духовно слеп». А потом привел выражение архиепископа Луки Войно-Ясенецкого: «Я много раз видел мозг человека, а ума не видел. Что же, нет его?» Это меня окончательно успокоило, укрепило в вере.

Анна Крекнина, г. Тюмень:

– Я старенькая – 88 лет. Всегда постовала, а этот пост никак не получается соб­людать – болею, сильно похудела. Как быть? Грех ведь…

Архиепископ Димитрий:

– С возрастом, после 60–70 лет пост послабляется. Если б вы обратились к священнику, он благословил вас и на молочко, и на творожок… Могу привести пример моей мамы. Ей сейчас 95 лет. Кашки молочные вкушает – как врач предписал. Пост, как говорит Иоанн Златоуст, не для того, чтобы тело умерщвлять, а для того, чтобы страсти ущемлять. За всех молитесь. Самая ценная – покаянная молитва. Она укрепляет душу и сердце. Храни вас Бог!

Вероника Белоусова:

– В храмах сейчас идут покаянные службы. Почему в посты Церковь особенно усиленно призывает к исповеди и покаянию? Неужели необходимость каяться в грехах зависит от церковного календаря?

Архиепископ Димитрий:

– Церковь снисходит к немощам природы человека и призывает перевести акцент с тела на душу хотя бы в определенные периоды года. Великий пост готовит человека к восприятию Страстной Седмицы, а значит и к Пасхе Христовой, к духовному пробуждению.

Покаяние – это изменение своей жизни от плохого к хорошему. Человек испытывает радость от возможности вести правильную жизнь. Выстраиваются добрые взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами по работе, в целом в обществе, в стране. Радость духовного единения ни с чем не сравнить.

В течение поста верующие люди читают молитву Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

  • Карьера или карьеризм?

Сергей Исаев:

– Вы являетесь лауреатом Всероссийской литературной премии имени Мамина-Сибиряка, автором книги «Демографические процессы в Тюменской области и социальное служение Тобольско-Тюменской епархии». Над чем сейчас работаете?

Архиепископ Димитрий:

– Сейчас занимаюсь исследованиями на грани социологии и педагогики. В епархии более ста воскресных школ, около пяти тысяч детей их посещают. Конечно, абсолютное большинство впоследствии идет в светские вузы, кто-то в армию, затем на работу в светские предприятия. Поэтому интересно провести параллель, как повлияло на их нравственный облик, на отношения в семье то, что они в детстве, когда-то ходили в воскресную школу. Много приходится трудиться в духовно-нравственном направлении. Проводим конференции, встречи с военными, заключенными, с представителями органов внутренних дел по поводу анализа и профилактики правонарушений и помощи тем, кто уже оступился.

Александр Скорбенко:

– Кандидатскую по социологии вы уже защитили. Есть ли в планах докторская?

Архиепископ Димитрий:

– Докторскую работу пока не готовлю. Время покажет, будет ли она иметь научный интерес. Сейчас меня затрагивает не просто наука, а ее практическое применение. Когда мы проводили опрос среди населения «Что вы ожидаете от Церкви?», то 80 процентов респондентов ответили: «Ее участия в воспитании подрастающего поколения». Поэтому отрадно, что с 2012 года в школах вводится предмет основы религиозной культуры и светской этики, который состоит из шести модулей. Один из них посвящен православной культуре.

Николай Андреевич, г. Тюмень:

– Владыка, вас беспокоит православный христиа­нин Николай. Наши родители жили по Божиим заповедям, и мы стараемся так же. Как объяснить внукам, почему живем бедно, все время в нужде на фоне роскоши окружающих людей?

Архиепископ Димитрий:

– Когда наше Отечество на первое место ставило духовные ценности, мы видели и расцвет – великолепные храмы, соборы, монастыри, красивые города. Там жили и богатые, и бедные люди, но не было такого контраста между ними, как сейчас. Поэтому если закрепим свои духовно-нравственные позиции, по которым жил наш народ, тогда уже будет неприличным кичиться богатством, неправедно приобретенным. Ваши внуки будут чувствовать уверенность и защищенность от зла, от порока, от разгула и беззаконий. Николай Андреевич, помогай вам Господь! Не унывайте.

Денис Фатеев:

– Вы начинали церковное служение с пономаря, звонаря, даже шили облачения. Применима ли категория «карьеры» в разговоре о церковном призвании?

Архиепископ Димитрий:

– «Карьера» – слово вполне применимое, если его не исказить и не стать на путь карьеризма. В этом случае человек живет ради своего продвижения. В православном понимании карьера – стремление максимально послужить людям. Ступень подъема будет зависеть от наличия дара любви к окружающим. Самое же главное, что надо помнить, – на все есть воля Божья.

Говоря о себе, даже не мог представить, что все так сложится. Я закончил светский вуз, работал ведущим конструктором. По тем временам все складывалось благополучно: неплохая зарплата, ездил по всему Союзу. Когда ушел в духовную среду, закончил семинарию, затем академию – и вдруг произошли непредвиденные обстоятельства.

В 1986 году в Троице-Сергиевой лавре случился серьезный пожар, и меня, студента четвертого курса, молодого иеромонаха, назначили исполняющим обязанности эконома лавры, в светском понимании – хозяйственником. А с нового года по благословению Патриарха Пимена определили на должность заместителя ректора Академии по административно-хозяйственной работе. Предстояло за два года, к 1000-летию Крещения Руси, восстановить Троице-Сергиеву лавру, что с Божией помощью и было сделано.

Если у человека есть какие-либо данные, то Господь их откроет и поможет применить. Главное, нужно неустанно трудиться.

  • Понять, что есть воля Божия

Екатерина Усольцева, г. Тюмень:

– Моей маме поставили неутешительный диагноз – онкологическое заболевание. Проблема в том, что она категорически отказывается от операции и химиотерапии, говорит, что надо со смирением принять испытание.

Архиепископ Димитрий:

– Екатерина, нужно помочь маме принять решение довериться врачам. Церковь благословляет и одобряет искусство врачевания. Побеседуйте со священником, который смог бы убедить не затягивать с лечением. В настоящее время эта болезнь в какой-то мере излечима.

Екатерина Усольцева:

– Владыка, у меня еще вопрос. Я читала, что есть такая традиция: если девушка до определенного возраста не выходит замуж, то после смерти родителей она уходит в монастырь. Мне скоро 30 лет и я понимаю, что немногое связывает меня с земной жизнью…

Архиепископ Димитрий:

– Такие вопросы на расстоянии, конечно же, не решаются. Но я бы вам посоветовал следующее. Посетите Ильинский монастырь и его детский приют, поговорите с матушкой Ниной, повстречайтесь с сестрами милосердия. Это то место, где человек может себя приложить, не обязательно туда поступая. Думаю, это бы вам помогло в жизни. А вот вопрос выбора монашеского пути – глубоко личный и решать его надо со священником на исповеди. Твердого правила, что девушка должна идти в монастырь, если не вышла замуж до 30 лет, нет. Ваш возраст вполне подходит для создания семьи. Постарайтесь не ставить себе установки, а попытайтесь понять, что есть воля Божия. Она познается в рассуждении и размышлении. Помогай вам Господь!

Константин Елисеев:

– Ежегодно проходит семинар «Православие и СМИ». На одном из них вы посетовали, что журналисты несколько лубочно отражают деятельность Церкви, а службу священника показывают как экзотику. На ваш взгляд, какие ошибки допускают представители СМИ и как их избежать?

Архиепископ Димитрий:

– У журналистов в основном идет просто повествование о событии, произошедшем в Церкви. К примеру, о каком-нибудь Дне фонарика в Китае рассказывают за месяц: какие они бывают, в каких провинциях изготавливаются. Почему бы так же, заранее, за неделю до Светлого Христова Воскресения не рассказать о том, как подготовиться к этому событию. Каждый из нас должен пройти путь Христа, прежде всего духовно. Пасха – это не выпить и закусить. Пасха – это радость на сердце. Смерти не существует для человека. Поэтому важно в Пасху всех простить. Если это журналисты раскроют, то думающий читатель будет знать, к чему готовит Церковь и зачем пост. Воздержание – это не просто ограничение в еде и питии.

Мое пожелание журналистам – не только показывать красоту храмов, облачений, обрядов, а объяснить, для чего это вообще нужно. Главное, чтобы красота Божьего мира отражалась в нашем сердце.

Дмитрий Гоголев, преподаватель, г. Тобольск:

– Как сейчас складывается диалог Русской православной церкви с Зарубежной церковью?

Архиепископ Димитрий:

– Почти пять лет назад подписан документ о воссоединении, и мы сейчас живем в рамках этого соглашения. Основная масса приходов и у нас, и за рубежом почувствовала духовное благо воссоединения с Матерью-Церковью. Однако есть еще и сомневающиеся. Церковь здесь не проявляет поспешности, а дает им возможность самим подойти к принятию единства. У нас вопросами, связанными с деятельностью РПЦ за границей, занимается епископ Евтихий Домодедовский. Время излечит нашу немощь разделения. Она потихоньку врачуется.

  • Тонкая материя семейных отношений

Анна Плесовских, г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ:

– В православном браке супруг, как правило, доминирует над женой, ссылаясь на известную библейскую фразу: «Жена да убоится мужа своего». Справедливо ли это или мужчинам свойственно не совсем верно трактовать это выражение?

Архиепископ Димитрий:

– Слов из Священного Писания не выбросишь, однако важно правильно их понимать. Любовь, с христианской точки зрения, это способность усвоять в себе другое существо и воспринимать его как самого себя.

Фраза, которую вы назвали, – посыл супруге правильно выстроить отношения в семье. Важно не забывать, что природа женская и мужская различны не только физиологически, но и психологически. Жена должна правильно воспринимать мужа. Нужно бояться травмировать его внутренний мир, чтобы мужчина не нарушил мир в себе и не потерял свойство любить жену. Если же жена, познав мужа и его немощи, начнет «нажимать на больные мозоли», то потеряет любовь. Идеальных людей нет, а словом можно нанести рану глубже, чем делом. Опираясь на пастырский опыт, могу сказать, что мужчины более ранимы, однако они не могут этого показать. Женщины же гибче, мягче, более чуткие в плане взаимоотношений. Непонимание мужской психологии проводит к разладу в семье, разводу. Муж не может простить скрытой обиды.

Нужно помнить: беда пройдет, после нее будет победа.

В крепкой семье вырастут дети победителей. Семейные отношения – очень тонкая материя, поэтому, Анна, «убойтесь» мужа в правильном понимании этого слова – не давите. Лучше потерпеть, помолиться Богу о нем – это будет вашей победой.

Татьяна Тихонова:

– Многие современные семьи не спешат обзаводиться несколькими детьми. К какому из двух мнений более всего склоняются представители Православной церкви: воспитать одного ребенка, но со всей мерой родительской ответственности, или «Господь дал дитя, даст и на дитя»?

Архиепископ Димитрий:

– Каждый ребенок – это Божий дар, Божие благословение. В Ветхозаветной церкви именно так измерялась милость Господа к той или иной семье: бездетность рассматривалась как потеря Божиего благоволения.

Конечно, детей в семье лучше сызмальства приучать к труду, образно говоря, «учить плести сети для того, чтобы уметь ловить рыбу». Напротив, если родители стремятся устроиться на три работы для того, чтобы заработать чаду на беспечную жизнь, то этот подход неправильный. Так можно только избаловать детей, сделать их неприспособленными к самостоятельной жизни, поселить в их душах лень и иждивенчество. Опыт многих поколений показывает, что в многодетных семьях дети, как правило, растут трудолюбивыми, заботливыми, лишенными эгоизма, любящими родителей. А если вокруг одного ребенка все «пляшут» – такое «эго» может вырасти, что и отец, и мать плакать будут.

Поэтому не бойтесь заводить детей – это самое драгоценное богатство. А Господь даст достаток.

  • Свидетельства о чудесном

Денис Фатеев:

– Хотелось бы узнать, как вы относитесь к чудесам и случались ли они в вашей жизни?

Архиепископ Димитрий:

– В жизни людей всегда есть место чудесному, надо только видеть его проявления как в физической мире, так и в духовном. Я сам неоднократно был свидетелем того. В подтверждение расскажу один из ярких случаев. Как-то в Тобольске к нам принесли старую икону, она долго лежала на чердаке у некоей жительницы города. Икона была в плачевном состоянии: стекло треснуло, под него залетели сухие листья, пыль. Я даже не смог разобрать образ, запечатленный иконописцем. Икону отдали в мастерскую, чтобы почистить и заменить стекло. Затем образ повесили в храме, а старое стекло осталось в столярной мастерской. Через несколько месяцев приходит ко мне столяр и говорит: «Владыка, решил я стекло от той старой иконы, что нам принесли, приспособить для форточки, обрезав треснувшую часть. А стекло-то вроде как мутное, протираешь его, а толку мало. Потом пригляделся – а на стекле образ Христа запечатлен!» Посмотрели на свет – действительно, образ Спасителя будто перешел с иконы на стекло. Это ли не чудо?

Однако самым великим чудом я считаю возрождение Православной церкви в России. Мы все помним, в каком состоянии она была на протяжении большей части XX века. Сейчас вот беседуем о вере в редакции областной газеты – можно ли такое было представить двадцать пять лет назад?

Александр Скорбенко:

– До главного праздника всех православных христиан – Пасхи – осталось немного времени. Владыка Димитрий, что бы вы пожелали нашим читателям газеты, готовящимся к встрече Светлого Христова Воскресения?

Архиепископ Димитрий:

– Все православные готовят в преддверии Светлого Христова Воскресения свой дом к чистоте, готовят к чистоте и душу. Недаром говорится: «Чистые сердцем Бога узрят». Праздник Пасхи дает возможность узреть проявление Божьей Благодати в этом мире.

В ожидании радостных пасхальных дней проникнемся благой и спасительной для нас вестью Воскресения Христова и на торжественное восклицание Церкви «Христос Воскресе!» искренне ответим: «Воистину Воскресе!» Божие благословение да пребывает со всеми нами!

————-

блиц-опрос:

– Ваш любимый писатель, поэт?

– Таковых очень много. Пушкин и Лермонтов, Достоевский, Гоголь, Шмелев. Некоторые стихи Ахматовой меня очень глубоко трогают.

– Какое место в вашей жизни занимает спорт?

– С него начинаю день: во время утренней молитвы кладу тридцать три земных поклона. В сочетании с молитвой это очень дисциплинирует и развивает. А если серьезно, то еще до назначения в Тобольско-Тюменскую епархию любил ходить на лыжах, совершать велосипедные прогулки в лесу или в поле. Однако сейчас мне, к сожалению, не хватает времени для занятий спортом.

– Какая из стран, в которых вы побывали, произвела наибольшее впечатление?

– Побывал в ряде европейских стран, в том числе и православных: Сербии, Черногории, Греции. Посетил и США. Однако самое дорогое воспоминание – о Святой Земле и Афоне в Греции.

– Владыка, вы, как монашествующий, никогда не едите мяса. Чем заменяете в еде белок, столь необходимый для организма?

– Мясо прекрасно заменяют орехи, грибы, фасоль, горох.

У нас в епархии матушки замораживают для хранения белые грибы, и такой запах леса разносится, когда их готовят!

– Ваше любимое блюдо?

– Люблю все, что вкусно приготовлено. Не люблю лишь пересоленную пищу, сахар. В непостные дни люблю уху.

А из сладкого – коврижки, которые делают матушки в монастыре. Их выпекают с тертыми орехами, медом, изюмом, сухофруктами. Даже гости из Москвы их любят и стараются при случае взять с собой в дорогу.

– У вас большой водительский стаж. Какой марки был ваш первый автомобиль?

– «Победа», я ездил на ней десять лет. Знал ее устройство досконально, вплоть до двигателя. Надежная как танк машина.

– Насколько нам известно по информации в СМИ, епископ Барнаульский и Алтайский подарил вам бельчат – Яшку и Алтайца…

– Живут они хорошо, только скучают. Дело в том, что их временно «выселили» из Тобольского кремля в связи с ведущейся реконструкцией. Надеюсь, в этом году они вернутся в Софийское подворье.

Вообще, начиналось у нас все с этих двух бельчат, а потом их число превысило двадцать. Мне иногда не верят, когда об этом рассказываю: «Не может быть – белки в неволе потомства не дают!» Я им на это говорю: пойдите и посчитайте.

– Верите ли вы в Армагеддон 2012 года?

– Я верую в слова Христа Спасителя: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Никто, кроме Бога, не может точно знать времени конца мира и пришествия Христа. Все остальное – гадание на кофейной гуще.


Автор статьи: Денис ФАТЕЕВ, Евгения СУВОРОВА, Маргарита ШАМАНЕНКО, Константин ЕЛИСЕЕВ, Ирина НИКИТИНА, Вероника БЕЛОУСОВА

рубрика: Клуб "От первого лица"