Медиакарта
0:58 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

У «Духа огня» есть будущее!

кинофестиваль

Семь лет существует на Тюменской земле по-настоящему международный кинофестиваль. Его участники, когда-то представлявшие кинодебюты, впоследствии были отмечены наградами таких фестивалей, как Берлинский, Венецианский, получали «Оскара» в США. В этом году фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» завоевал три «Медведя» в Берлине. А дебютировал Алексей в Ханты-Мансийске с фильмом «Коктебель».

Как все начиналось

На международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» я уже в пятый раз. Ежегодно его основатель, известный российский кинорежиссер Сергей Соловьев на пресс-конференциях со свойственным ему юмором рассказывает, «как мы с Сашей Абдуловым пришли к губернатору и предложили проводить в Ханты-Мансийске международный кинофестиваль. Говорят, чтобы идея осуществилась, она должна быть фантастической, безумной, практически невыполнимой. Видимо, такой и была наша – губернатор Югры подумал, посмеялся и согласился».

Фестивальные картины показывают не только в концертно-театральном центре «Югра-классик», но и в большом и малом залах центра для одаренных детей. Построен современнейший киноцентр «Лангал». Как известно, одним из организаторов фестиваля был народный артист России Александр Абдулов, кстати, уроженец Тобольска. По его приглашению Ханты-Мансийск посетили такие знаменитости, как Пьер Ришар, Георгий Данелия, Лидия Федосеева-Шукшина...

Он отвечал за составление культурной программы фестиваля и когда-то сказал, что она должна быть настолько насыщенной, чтобы «24 часов в сутках не хватало, чтобы хотелось разорваться и везде успеть, и чтобы участники и гости считали наш фестиваль самым важным событием начала своей кинематографический карьеры».

Именно Абдулову принадлежит идея вручения премии «За лучшую женскую и мужскую роль в дебютной российской картине». Эти призы в разные годы носили имена прославленных актеров: Андрея Миронова, Евгения Леонова, Любови Орловой, Натальи Гундаревой, а с 2008 года, после смерти Саши, приз обрел его имя. Призы за лучшую женскую и лучшую мужскую роли в дебютном кино определяет актерское жюри.

Забыть войну невозможно

Международный финансовый кризис продолжает сказываться на программе фестиваля – она сокращена, но количество призов увеличено. Картины, показанные в конкурсной программе «Российские дебюты — 2009», отмечены тремя призами, а не одним, как раньше.

Девять картин разных жанров оценивало зрительское жюри – проставляя каждой работе оценку от одного до пяти баллов. Самую большую сумму баллов и соответственно Гран-при фестиваля «Золотая тайга» набрала дебютная лента режиссеров Алены Семеновой и Александра Смирнова «Рябиновый вальс».

Действие фильма происходит в вологодской деревушке в самом конце войны, когда ее женщины узнают, что разминировать поля, оставшиеся после боев, придется им самим. В фильме есть и любовная линия, и запутанный криминальный сюжет. Режиссеры на пресс-конференции рассказали, что свободы в выборе сюжета у них не было, но им удалось убедить продюсеров сделать кинофильм, а не телефильм, и слегка подправить сценарий, введя в него любовную линию. Они готовы снимать новую картину, но не в таких жестких условиях, в которых был снят дебют. Эта же картина получила приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в дебютной картине» (артист Леонид Бичевин).

Всего на пять сотых балла отстала от победителя дебютная картина Яны Поляруш «Видримасгор, или История моего космоса», получившая «Серебряную тайгу». Веселая и общительная, Яна вместе с исполнительницей главной роли Александрой Байраковской были в центре внимания и зрителей, и прессы. Им удалось сделать очень добрую сказочную историю, героями которой стали жители обычной петербургской «коммуналки» – но с какой любовью и теплотой рассказывает их истории Яна!

«Бронзовая тайга» досталась человеку, давно известному в кинематографе – Борису Грачевскому за его режиссерский дебют. «Крыша» рассказывает историю первой любви трех подружек-школьниц, местом встреч которых является крыша типовой девятиэтажки. Родители у всех есть, но у них свои проблемы и предоставленные самим себе дети, решив, что они никому не нужны, решаются на последний шаг – шаг с крыши...

Также была отмечена картина Василия Сигарева (ученика Николая Коляды) «Волчек», в которой приз имени Александра Абдулова «За лучшую женскую роль в дебютной картине» получила школьница Полина Плучек. Героиня фильма настолько одинока, что ее лучшим другом становится утонувший и похороненный на местном кладбище мальчик. Приз за лучшую операторскую работу имени Павла Лебешева достался картине «О, счастливчик» и ее оператору Илье Мелехову.

Нынешний фестиваль посвящен 65‑летию Великой Победы. В связи с этим показывалось несколько ретроспектив — фильмы, сборники и киножурналы, снятые в годы войны в СССР и США. По итогам голосования кинокритиков спецприз «Золотая тайга» «За лучший фильм о войне, снятый в ХХI веке» вручен картине Александра Рогожкина «Кукушка». Получавшие престижную награду актеры Вилле Хаапасало и Виктор Бычков сказали, что не сомневаются в том, что их фильм – лучший фильм о войне. Обратила на себя внимание и премьера картины Петра Тодоровского «Рио-рита». Петр Ефимович еще после картины «Анкор, еще анкор» обещал отойти от военной тематики, но участник той войны вновь вернулся к волнующим его событиям.

В мире снова неспокойно

Фильмы в конкурсной программе «Зарубежные дебюты — 2009» судит международное жюри, которое составляют известные мастера жанра. Гран-при «Золотая тайга» получила дебютная лента итальянского кинорежиссера Валерио Мьели «Десять зим». Эта картина, рассказывающая историю итальянской девушки, изучающей русский театр, позиционировалась как российско-итальянская.

Спецприз и «Золотую тайгу» за лучшее изобразительное решение международное жюри присудило российской картине «День зверя». Режиссер Михаил Коновальчук в практически немой картине (там нет ни одного диалога) сумел рассказать историю о мальчишке-снайпере, наблюдающем жизнь через оптический прицел снайперской винтовки и решающем, кого убить, а кого оставить в живых. Эта работа вызвала наибольшие споры у журналистов и критиков.

Национальный вопрос и в центре повествования в греческой картине (режиссер Филиппос Цитос) «Академия Платона», получившей «Серебряную тайгу». Живут себе мелкие греческие лавочники, считают китайцев, прибавляющихся на соседней улице, и вдруг албанец признает в матери одного из греков... свою потерянную мать. Вроде бы все по-старому, но для своих друзей он уже не грек, не полноценный грек.

«Бронзовая тайга» уехала во Вьетнам к режиссеру Буй Тхак Тьюену, снявшему очень красивую картину о нетрадиционной любви двух женщин в картине «По течению». Приз гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» получил фильм канадского производства «Троцкий». Картина не рассказывает биографию знаменитого революционера — это история канадского школьника-подростка Лео Бронштейна, решившего повторить биографию своего тезки, известного под псевдонимом «Троцкий». Для этого ему надо организовать профсоюз, жениться на Александре, девушке старше себя на девять лет, и встретиться с Владимиром Ульяновым.

Картиной закрытия фестиваля стала лента «Как я провел этим летом», которую представляли Алексей Попогребский и актер, лауреат премии «За лучшую мужскую роль» Сергей Пускепалис. Хочу заметить, что Пускепалис, будучи главным режиссером Магнитогорского драматического театра имени Пушкина, получил в Тюмени на театральном фестивале «Золотой конек» приз «За лучшую режиссуру».

Автор |Юрий ХОЗЯИНОВ Автор фото |Фото автора