Медиакарта
2:30 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сварен первый стык нефтепровода Пурпе – Самотлор

11 марта официально дан старт строительству нового нефтепровода в Западной Сибири Пурпе – Самотлор. Заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Сечин и президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев перерезали красную ленточку, символизирующую начало строительства, вручили сварщикам именные часы и оставили памятные автографы на трубе.

Церемония, посвященная сварке первого стыка трубопровода, проходила в 60 км от г. Нижневартовска вблизи нефтеперекачивающей станции «Самотлор» ОАО «Сибнефтепровод».

В торжественном мероприятии, посвященном сварке первого стыка новой трубопроводной системы, приняли участие заместитель министра энергетики РФ С. Кудряшов, полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Н. Винниченко, губернатор Ханты-Мансийского округа — Югры Н. Комарова, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа В. Кобылкин, а также руководители нефтяных добывающих компаний. Последние не скрывали своей радости, поскольку благодаря новому нефтепроводу нефтяники смогут по кратчайшему маршруту поставлять нефть с новых месторождений Западной и Восточной Сибири в направлении трубопроводной системы ВСТО.

По словам И. Сечина, нефтяные компании неоднократно ставили вопрос о прокладке такого нефтепровода, но не было финансирования. Как рассказал вице-премьер, реальная возможность появилась только после получения ОАО «АК «Транснефть» комплексных источников финансирования, в том числе благодаря привлеченному кредиту китайских партнеров, так как часть нефти предназначена для поставок в КНР.

– Еще год назад этого проекта не существовало, – отметил президент ОАО «АК «Транснефть» Н. Токарев. – Но в прошлом году появилась возможность направить на разработку проектной и рабочей документации 17 миллиардов рублей. В целом на осуществление проекта потребуется 47 миллиардов рублей. Будем использовать комплексные источники.

Но, выступая на церемонии торжественного открытия, вице-премьер И. Сечин больше говорил не о финансах, а о стратегии развития топливно-энергетического комплекса. «Развитие отечественной нефтетранспортной системы – важнейший элемент обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, – считает он. – Ситуация на мировых рынках заставляет задуматься о кардинальном пересмотре энерготранспортных маршрутов. То есть нужна диверсификация. И новый трубопровод внесет ощутимый вклад в выполнение этой задачи». По словам Н. Токарева, нефтепровод Пурпе – Самотлор положил начало новому экономическому пути, стимулирует отечественный ТЭК и нефтяников на более активную работу в новых регионах.

Трубопровод Пурпе – Самотлор предназначен для транспортировки нефти c месторождений севера Красноярского края, в частности, с Ванкорского месторождения, на нефтеперерабатывающие заводы России и на мировые рынки. Образно говоря, нефтяная магистраль станет связу-ющим звеном между западной и восточной составляющей российской трубопроводной системы.

Трасса нового трубопровода прокладывается по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов Тюменской области. Проектом предусматривается строительство магистрального нефтепровода протяженностью 430 км и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последу-ющего расширения до 50 млн. тонн в год, реконструкция двух НПС, строительство трех новых НПС на полное развитие. Начальным пунктом проектируемого нефтепровода является нефтеперекачивающая станция (НПС) «Пурпе», конечным пунктом – площадка приема и смешения нефти НПС «Самотлор». В рамках реализации проекта необходимо выполнить реконструкцию НПС «Пурпе» и НПС «Самотлор», а также построить промежуточную НПС.Строительство трубопровода будет осуществляться в сложнейших природно-климатических условиях. Общая протяженность болот и заболоченных участков по трассе трубопровода составляет около 30 процентов. Строителям предстоит проложить крупный подводный переход магистрали через реку Пяку-Пур, русловая часть которой в месте пересечения с нефтепроводом составляет 600 метров. Подводный переход будет построен методом наклонно-направленного бурения.

В проекте заложен более высокий уровень контроля всех видов работ, выполняемых при монтаже оборудования и трубопроводов.

Поскольку новый нефтепровод имеет стратегическое значение для стабильного развития экономики страны, к строительству привлечены крупные строительные организации, обладающие значительным опытом в области сооружения магистральных нефтепроводов.

Этот проект реализуется в соответствии со всеми требованиями промышленной и экологической безопасности. Разработаны нормы и требования как в отношении проектных решений, так и применяемых технологий, оборудования и материалов – к трубам, насосным агрегатам, запорной и регулирующей арматуре, другому технологическому оборудованию, нормы которых на порядок жестче требований федеральных нормативно-технических документов.

К технологическим мероприятиям в период эксплуатации объекта, направленным на сокращение вредных выбросов в атмосферу, относятся применение запорной арматуры с максимально высоким классом герметичности, строительство резервуаров с понтонной крышей. На объектах строительства запроектированы высокоэффективные очистные сооружения для дождевых и хозяйственно-бытовых сточных вод.

Линейная часть и объекты нефтепровода Пурпе – Самотлор концентрируют в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. Используются новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплекту- ющие материалы и техника. Для строительства трубопроводной системы предусматривается использование трубы с повышенной прочностью. Это особенно важно в суровых северных природно-климатических условиях. Трасса нефтепровода пройдет вне зон особо охраняемых природных территорий и мест традиционного природопользования малочисленных народов Севера. Поэтому ни местной экосистеме, ни жизненному укладу коренных жителей лесотундры строительство нефтепровода не угрожает. Кроме этого, проект обеспечит создание новых рабочих мест и даст ощутимую прибавку в региональные бюджеты.

Автор |Майя САЗОНОВА Автор фото |Олег СМЕРДЕВ