Медиакарта
3:12 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Время не ждет: практическая реализация мегапроекта началась

Мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный» вступил в активную фазу реализации. Об этом полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Николай ВИННИЧЕНКО рассказал корреспонденту телеканала «РБК-TV». Предлагаем вниманию читателей фрагменты беседы полпреда с журналистом, посвященные реализации проекта, важного не только для округа, но и для России в целом.

– Николай Александрович, когда можно ожидать экономический эффект от реализации мегапроекта? – Экономический эффект от реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» уже имеет место. Первые осязаемые результаты его реализации проявятся через четыре года, вместе с тем в данный период будет продолжено строительство энергетических мощностей. Так, уже весной 2010 года близ поселка Харп будет сдана в эксплуатацию первая электростанция, построенная в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Суть мегапроекта заключается в том, что по согласованию с субъектами РФ планируется построить 1200 километров железной дороги, которая соединит как север и юг Урала, так и западные и восточные склоны Уральского хребта. Тем самым обеспечивается более эффективный доступ к сырьевой базе Урала и Западной Сибири, для крупных компаний становится более рентабельной транспортировка жидких углеводородов. Однако главное в том, что строительство железнодорожной трассы ориентировано на постройку мощностей для глубокой переработки полезных ископаемых на месте их добычи – на строительство горно-обогатительных комбинатов, создание сопутствующей инфраструктуры.

– То есть строительство дороги – не самоцель, необходимо, чтобы железнодорожные пути, как прочная нить, соединили между собой современные предприятия? – Конечно. Уже сегодня очевидно, что идеология проекта гораздо шире, чем просто строительство железнодорожной трассы, автомобильных магистралей и сопутствующей инфраструктуры. Корпорация «Урал промышленный – Урал Полярный» стала генератором идеи создания окружной программы энергосбережения. По согласованию с регионами в составе УФО российско-немецкий концерн ведет обследование территории для того, чтобы придать единую идеологию и системность мерам, которые предпринимаются в субъектах РФ в русле программы энерго-сбережения. Убежден, что корпорация «Урал промышленный – Урал Полярный» должна стать центром инновационных идей.

Параллельно планируется введение энергетических мощностей, которые ликвидируют дефицит электроэнергии для северных регионов. Планируется строительство восьми современных электростанций с использованием газогенераторных установок. Все это позволит существенно увеличить энергетический потенциал округа, стабилизировать рост соответствующих тарифов, а в целом – обеспечить энергетическую безопасность территорий федерального округа.

– Будут ли создаваться в пределах нового железнодорожного пути инновационные предприятия? – На сегодняшний день в рамках мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный» заключено около двадцати пяти соглашений с российскими и иностранными инвесторами. Направленность инвестиционных намерений разнообразна: это и модернизация уже действующей энергетической инфраструктуры, и строительство новых заводов. Часть инвесторов планирует вложить средства в строительство с использованием при этом современных, инновационных технологий.

– Саудовский инвестиционный фонд Novaar Capital Management SPC рассматривает вопрос о вложении не менее $750 млн. на инфраструктурные проекты Полярного Урала. В чем, на ваш взгляд, состоит интерес инвесторов из Саудовской Аравии, собирающихся вложить в мегапроект огромные средства? – Инвестиционный фонд Novaar заинтересован в двух аспектах реализации мегапроекта. Прежде всего в участии в строительстве железной дороги Салехард — Надым. По объективным оценкам, как нашим, так и саудовским, проект является полностью окупаемым, исходя из величины грузопотоков и размеров транспортных тарифов. Также саудовские инвесторы обозначили интерес к вложению средств в строительство электростанций и линий электропередачи. Зримым выражением данного интереса стал подписанный нами меморандум о взаимопонимании.

В настоящее время очень важно, чтобы данный интерес имел практическое воплощение. Кроме наших партнеров из Саудовской Аравии интерес к проекту «Урал промышленный – Урал Полярный» проявляют компании из ряда стран Персидского залива, из Чехии, Венгрии, Испании. Российскими инвесторами в реализации мегапроекта являются «Российские железные дороги», «Газпром», «Транснефть» и многие другие крупные компании. Повторю, в рамках реализации проекта заключено двадцать пять инвестиционных соглашений, и этот список не является исчерпывающим. Мы и в дальнейшем приглашаем всех инвесторов, желающих участвовать в мегапроекте. – Николай Александрович, как в Уральском федеральном округе намерены заинтересовывать инвесторов выходными условиями ведения бизнеса? В целом, что прежде всего интересует иностранных инвесторов, собирающихся вложить в проект средства: благоприятные законы, высокая доходность, экологические аспекты? – Инвесторов интересуют все аспекты ведения бизнеса, но прежде всего – устранение административных барьеров, оптимальный инвестиционный климат, понятные условия ведения бизнеса. Поскольку реализация проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» находится под патронажем президента России и его администрации, все возможные затруднения должны легко преодолеваться. Неизменно жесткой остается только практика выделения государственных средств на реализацию мегапроекта: существует значительный перечень четких и понятных условий выделения денег из госказны. Данная практика является залогом того, что проект окупаем, государственные средства будут эффективно использоваться и на каждый государственный рубль будет выделено три-четыре рубля частных инвестиций.

– Скажите, когда мегапроект вступит в решающую стадию реализации? – Проект уже вошел в данную фазу реализации: строительство железной дороги начнется в двадцатых числах марта 2010 года. В настоящее время проводится тестовый запуск электростанции близ поселка Харп. Кроме того, в апреле на Ямале начнется возведение электростанции «Полярная» мощностью 140–160 мегаватт. В текущем же году планируется запустить стройку железной дороги Обская – Полуночная (Ямал – север Свердловской области).

Время не ждет: необходимо приступить к динамичной реализации мегапроекта. Его воплощения в жизнь ждут регионы УФО, которые в результате получат огромный положительный эффект, активных действий в рамках проекта ожидают и его участники – инвесторы, представители бизнеса. И, конечно же, в стороне от его реализации не останется население субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа.

От редакции. Недавно корреспонденты газеты побывали в автомобильной экспедиции по маршруту Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский. Пока эта дорога существует только зимой. Для реализации мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный» автотрасса по западной части Тюменской области будет иметь огромное значение. Материал об экспедиции читайте в одном из ближайших номеров газеты.

Автор |Константин Елисеев