Медиакарта
21:33 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Эффект школьного музея

Эффект школьного музея
17:43 | 05 апреля 2011
Источник: Красное знамя

Роль школьных музеев в учебно-воспитательной работе на семинаре, который состоялся на прошлой неделе в Ембаево, обсудили педагоги Ярковского, Нижнетавдинского и Тюменского районов.

В работе семинара приняли участие председатель Тюменской районной Думы, региональный координатор государственно-патриотического клуба партии "Единая Россия" Александр Крупин и председатель областного совета ветеранов педагогического труда, заслуженный учитель РФ Атель Китайгородская.

Александр Крупин - один из тех, кто категорически не приемлет уменьшение воспитательной роли школы в формировании личностных характеристик подрастающего поколения. Он выступает за укрепление системы патриотического воспитания, усиление роли предметов гуманитарного цикла, таких, как литература и история России, в учебном процессе. Александр Васильевич поддерживает протестные настроения наиболее образованной части населения страны, ставящей под сомнение гуманистическую ценность новых образовательных стандартов. Российская школа, с его точки зрения, должна сохранить своё право, которым она обладает много лет, формировать мировоззрение школьников и их гражданской позиции. А потому, уверен руководитель районного парламента и общественный деятель, особое значение в воспитании детей играют школьные музеи. Он пожелал участникам семинара плодотворной работы и успехов в воспитании юных патриотов.

Ембаевская средняя школа совсем не случайно была выбрана местом проведения форума руководителей школьных музеев и музейных комнат трёх районов области. По итогам областного смотра-конкурса он назван одним из лучших и занял почётное третье место. Много лет его возглавляет отличник народного просвещения, учитель математики Галия Багизова. Несмотря на то, что Галия Шариповна несколько лет назад вышла на пенсию, она вместе с учащимися активно работает над пополнением музейных экспонатов, вовлекая в исследовательскую работу пытливых ребят.

Высокую оценку деятельности Ембаевского школьного музея и его руководителю дала Атель Китайгородская, председатель областного совета ветеранов-педагогов. В 70-90 годы прошлого века Атель Борисовна возглавляла институт усовершенствования учителей, а сейчас много делает для того, чтобы её коллеги, вышедшие на заслуженный отдых, продолжали реализовывать себя как профессионалы и участвовали в воспитании подрастающего поколения. Большую часть своего выступления на семинаре она посвятила обобщению опыта работы школьных музеев и остановилась на нескольких направлениях исследовательской деятельности коллективов школ.

Одним из ведущих направлений было и остаётся изучение жизни, героических подвигов и трудовых достижений жителей территорий - выпускников школ, внёсших вклад в развитие образовательного учреждения и села. По инициативе педколлективов на зданиях школ юга области устанавливают мемориальные доски. Предметом исследования могут стать и жизнь замечательных педагогов, и педагогические династии, считает Атель Борисовна. Такие примеры в области есть. Материалы о сорока династиях уже поступили в адрес областного совета ветеранов педагогического труда.

А.Б.Китайгородская рассказала также о начале большой работы, посвящённой 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне - сборе материалов для книги о детских домах, функционировавших в годы войны на территории Тюменской области. Книга под условным названием "Исцелённые Сибирью" будет рассказывать о работниках и воспитанниках детдомов той поры.

В своём обращении к школам Атель Борисовна заострила внимание на заповеди, что музей - это дело всего коллектива, а не только того, кто назначен организовывать его работу, поскольку речь идёт не о проведении отдельно взятых мероприятий, а о влиянии на умы и души детей.

О своём опыте формирования ключевых компетенций учащихся, развитии кругозора, познавательной активности, привитии навыков исследовательской работы, исторического познания, воспитания гражданственности и патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию, умении работать с разными источниками информации рассказала на семинаре руководитель Ембаевского музея Галия Багизова. Её статья по этой теме будет опубликована в апрельском выпуске приложения "Наша новая школа".

Большой отклик у участников семинара нашли выступления воспитанниц Галии Шариповны - десятиклассницы Оксаны Горшковой и восьмиклассницы Гульназ Муслимовой. Девушки поделились опытом исследовательской работы, рассказали о результатах поиска, который они ведут уже в течение нескольких лет, поделились собственными оценками событий прошлого, причастными к которым были их односельчане и родственники. Свой интерес к работе в музее Оксана Горшкова, например, объяснила так: "Мы живём рядом со свидетелями недавней истории. Есть широко освещённые страницы, а есть малоизученные. Те и другие важны для понимания человека, формирования его гражданской позиции". Темой исследования Оксаны стали судьбы земляков - жертв политических репрессий тридцатых годов прошлого века.

Познакомились гости семинара и с работой клуба "Олимпиец", занятия в котором ведёт учитель истории Лариса Ибрагимова. В этот раз сильнейшие ученики школы сразились в игре "Из тайников школьного музея". Среди них есть и победители районных и областных предметных олимпиад, областной научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее".

Разговор о роли школьного музея участники семинара продолжили за "круглым столом", во время которого педагоги продолжали обмениваться мнениями и опытом, в частности затронули вопросы формирования детско-взрослого актива и создания органов самоуправления - совета музея и совета друзей музея, организации выставок и конкурсов, тематических классных часов и дискуссий, роли школьного музея при выборе выпускниками профессии учителя.

Посланцы других районов, возглавляющие школьные музеи и музейные комнаты, с симпатией и уважением отозвались о работе педагогов Ембаево. Руководитель музея школы-интерната из Нижней Тавды Алевтина Горячева, например, подчеркнула, что увидела, как здесь не только с уважением относятся к прошлому, но и воспитывают достойную смену учителям-подвижникам, умеющим зажечь огонь в душах детей.

Татьяна ЮРТИНА.