Роль школьных музеев в учебно-воспитательной работе на семинаре, который
состоялся на прошлой неделе в Ембаево, обсудили педагоги Ярковского,
Нижнетавдинского и Тюменского районов.
В работе семинара приняли участие председатель Тюменской районной Думы,
региональный координатор государственно-патриотического клуба партии
"Единая Россия" Александр Крупин и председатель областного совета
ветеранов педагогического труда, заслуженный учитель РФ Атель
Китайгородская.
Александр Крупин - один из тех, кто категорически не приемлет уменьшение
воспитательной роли школы в формировании личностных характеристик
подрастающего поколения. Он выступает за укрепление системы
патриотического воспитания, усиление роли предметов гуманитарного цикла,
таких, как литература и история России, в учебном процессе. Александр
Васильевич поддерживает протестные настроения наиболее образованной
части населения страны, ставящей под сомнение гуманистическую ценность
новых образовательных стандартов. Российская школа, с его точки зрения,
должна сохранить своё право, которым она обладает много лет, формировать
мировоззрение школьников и их гражданской позиции. А потому, уверен
руководитель районного парламента и общественный деятель, особое
значение в воспитании детей играют школьные музеи. Он пожелал участникам
семинара плодотворной работы и успехов в воспитании юных патриотов.
Ембаевская средняя школа совсем не случайно была выбрана местом
проведения форума руководителей школьных музеев и музейных комнат трёх
районов области. По итогам областного смотра-конкурса он назван одним из
лучших и занял почётное третье место. Много лет его возглавляет отличник
народного просвещения, учитель математики Галия Багизова. Несмотря на
то, что Галия Шариповна несколько лет назад вышла на пенсию, она вместе
с учащимися активно работает над пополнением музейных экспонатов,
вовлекая в исследовательскую работу пытливых ребят.
Высокую оценку деятельности Ембаевского школьного музея и его
руководителю дала Атель Китайгородская, председатель областного совета
ветеранов-педагогов. В 70-90 годы прошлого века Атель Борисовна
возглавляла институт усовершенствования учителей, а сейчас много делает
для того, чтобы её коллеги, вышедшие на заслуженный отдых, продолжали
реализовывать себя как профессионалы и участвовали в воспитании
подрастающего поколения. Большую часть своего выступления на семинаре
она посвятила обобщению опыта работы школьных музеев и остановилась на
нескольких направлениях исследовательской деятельности коллективов школ.
Одним из ведущих направлений было и остаётся изучение жизни, героических
подвигов и трудовых достижений жителей территорий - выпускников школ,
внёсших вклад в развитие образовательного учреждения и села. По
инициативе педколлективов на зданиях школ юга области устанавливают
мемориальные доски. Предметом исследования могут стать и жизнь
замечательных педагогов, и педагогические династии, считает Атель
Борисовна. Такие примеры в области есть. Материалы о сорока династиях
уже поступили в адрес областного совета ветеранов педагогического труда.
А.Б.Китайгородская рассказала также о начале большой работы, посвящённой
70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне - сборе материалов
для книги о детских домах, функционировавших в годы войны на территории
Тюменской области. Книга под условным названием "Исцелённые Сибирью"
будет рассказывать о работниках и воспитанниках детдомов той поры.
В своём обращении к школам Атель Борисовна заострила внимание на
заповеди, что музей - это дело всего коллектива, а не только того, кто
назначен организовывать его работу, поскольку речь идёт не о проведении
отдельно взятых мероприятий, а о влиянии на умы и души детей.
О своём опыте формирования ключевых компетенций учащихся, развитии
кругозора, познавательной активности, привитии навыков исследовательской
работы, исторического познания, воспитания гражданственности и
патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию, умении
работать с разными источниками информации рассказала на семинаре
руководитель Ембаевского музея Галия Багизова. Её статья по этой теме
будет опубликована в апрельском выпуске приложения "Наша новая школа".
Большой отклик у участников семинара нашли выступления воспитанниц Галии
Шариповны - десятиклассницы Оксаны Горшковой и восьмиклассницы Гульназ
Муслимовой. Девушки поделились опытом исследовательской работы,
рассказали о результатах поиска, который они ведут уже в течение
нескольких лет, поделились собственными оценками событий прошлого,
причастными к которым были их односельчане и родственники. Свой интерес
к работе в музее Оксана Горшкова, например, объяснила так: "Мы живём
рядом со свидетелями недавней истории. Есть широко освещённые страницы,
а есть малоизученные. Те и другие важны для понимания человека,
формирования его гражданской позиции". Темой исследования Оксаны стали
судьбы земляков - жертв политических репрессий тридцатых годов прошлого
века.
Познакомились гости семинара и с работой клуба "Олимпиец", занятия в
котором ведёт учитель истории Лариса Ибрагимова. В этот раз сильнейшие
ученики школы сразились в игре "Из тайников школьного музея". Среди них
есть и победители районных и областных предметных олимпиад, областной
научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее".
Разговор о роли школьного музея участники семинара продолжили за
"круглым столом", во время которого педагоги продолжали обмениваться
мнениями и опытом, в частности затронули вопросы формирования
детско-взрослого актива и создания органов самоуправления - совета музея
и совета друзей музея, организации выставок и конкурсов, тематических
классных часов и дискуссий, роли школьного музея при выборе выпускниками
профессии учителя.
Посланцы других районов, возглавляющие школьные музеи и музейные
комнаты, с симпатией и уважением отозвались о работе педагогов Ембаево.
Руководитель музея школы-интерната из Нижней Тавды Алевтина Горячева,
например, подчеркнула, что увидела, как здесь не только с уважением
относятся к прошлому, но и воспитывают достойную смену
учителям-подвижникам, умеющим зажечь огонь в душах детей.
Татьяна ЮРТИНА.